3
Экономико-математическое моделирование влияния информационных технологий
2) ITIL (ITSM, IT Infrastructure Library) – управление обслужива-
нием информационных систем (широко используется в европейских
странах);
3) ISO 9000 – управление качеством ИТ и программных продуктов;
4) BS7799 – организация информационной безопасности;
5) ISO 20000 – предоставление ИТ-услуг;
6) ISO 27001 – информационная безопасность;
7) TickIT – управление качеством ИТ и программных продуктов;
8) ГОСТы – государственные нормативно-технические документы,
устанавливающие определенные нормы и правила [1, 6, 9, 10].
Формирование на основе методологии ITIL сервисно-ресурсной мо-
дели (СРМ), определяющей взаимосвязь и влияниеИТ-инфраструктуры
банка на банковские продукты или услуги, позволит представить ло-
гическую модель ИТ-сервиса, описывающую состав и взаимосвязи
конфигурационных единиц (элементов ИТ-инфраструктуры), которые
совместно обеспечивают предоставление сервиса на согласованном
уровне. СРМ предназначена для создания упрощенного представления
объекта реального мира, его структуры, поведения и взаимодействия
с окружающим миром [2].
Для организации сервисно-ориентированных процессов, особенно для
учета финансовой составляющей, предлагается использовать методологию
управления ИТ-активами (ITAM, IT asset management). В соответствии
с ней ИТ-актив – это элемент ИТ-инфраструктуры, который обладает опре-
деленной стоимостью и может использоваться коммерческой организацией
для извлечения прибыли.
Управление ИТ-активами – это взаимосвязанные процессы и средства
их автоматизации по учету и контролю ИТ-активов и связанных с ними
контрактных обязательств на протяжении всего их жизненного цикла.
В целом грамотная организация процессов и внедрение инструментов
автоматизации управления жизненным циклом ИТ-активов обеспечивает
сокращение затрат и повышение эффективности контроля за элементами
ИТ-инфраструктуры, снижение рисков и соблюдение различных регулятив-
ных норм.
Основываясь на контроле жизненного цикла ИТ-актива, можно иметь
возможность контролировать ИТ-расходы, связанные с формированием се-
бестоимости предоставления банковских продуктов или услуг, а также воз-
можность точно оценить эффективность использования ИТ-составляющей
в предоставлениибизнес-подразделениямисвоимклиентамбанковскихпро-
дуктов или услуг, влияющих на финансовый результат от их деятельности.
Банковский продукт (услуга) состоит из набора ИТ-сервисов, в со-
ответствующих пропорциях их участия в нем, а ИТ-сервис, в свою