2
А.В. Пилюгина, Д.Ю. Федорченко
финансового центра важная роль отводится наращиванию устойчиво-
сти и потенциала банков, что невозможно без своевременного, ком-
плексного и сбалансированного управления их операциями. При этом
немалое значение в достижении управляемости банковскими операци-
ями приобретает качество организации процессов управления инфор-
мационно-технологической деятельностью.
Проникновение информационных технологий (ИТ) в банковскую
деятельность значительно изменило структуру банковских процессов.
Теперь уже не представляется возможным обеспечение конкурентоспо-
собности банков на глобализирующихся финансовых рынках без ис-
пользования широкого круга информационных систем (ИС). Букваль-
но за несколько последних лет ИТ стали не только важной, но и очень
затратной частью в деятельности банков. В некоторых банках расходы
на ИТ могут достигать до 30% годового бюджета организации.
В настоящее время вопросам изучения влияния информационных
технологий на банковскую деятельность уделяется недостаточное
внимание. Кроме того, с возрастанием роли ИТ в экономической дея-
тельности банков современные технологии рассматриваются как сово-
купность необходимого инструментария для ведения банковского биз-
неса, инструмента трансформации банковской деятельности, а также
как средство повышения производительности труда и сокращения из-
держек. В рамках своей деятельности ИТ-службам необходимо перей-
ти с пассивного реагирования на требования бизнеса к активному уча-
стию в принятии бизнес-решений, не забывая при этом о технической
поддержке текущих бизнес-операций.
Сегодня далеко не все российские компании, активно использую-
щие ИТ в бизнес-деятельности, располагают реальной информацией
о затратах и результатах использования ИТ-ресурсов, и уж совсем не-
многие компании могут найти способы снижения издержек на ИТ и со-
вокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой с учетом управ-
ления жизненным циклом ИТ-активов. Решение этих вопросов при
высоком значении интеграции информационных и банковских техно-
логий позволит значительно повысить экономическую эффективность
и конкурентоспособность банковского бизнеса.
Потребность эффективного управления информационными система-
ми и информационными технологиями привела к развитию множества
отраслевых, национальных и международных стандартов и методологий
управления ИТ-деятельностью. К наиболее известным относятся:
1) CobiT (Controls Objective for Information and related Techbolo-
gies) – управление, контроль и аудит всех аспектов информационных
технологий (наиболее широко используется в американской практике);