Специфика языкового обучения слабослышащих студентов в техническом вузе
5
передайте суть микротекста (кратко — но без потери информа-
ции);
отредактируйте текст;
составьте текст из данных ниже предложений, используя извест-
ные вам языковые средства логическо-смысловой связи;
продолжите составление плана прочитанного текста;
составьте тезисы прочитанного текста;
напишите аннотацию к прочитанному тексту;
напишите сжатое изложение прочитанного;
напишите рецензию на прочитанную статью;
напишите сочинение на заданную тему.
В заключение следует отметить, что вся работа педагога-
сурдолингвиста должна быть ориентирована на так называемый
дея-
тельностный
принцип обучения [8, 9], т. е. обучение языку как фор-
мирование конкретной речевой деятельности в сфере учебно-
научного стиля речи. И здесь особенно важным представляется учет
мотивационно-потребностного плана речевой деятельности. Обуче-
ние языку строится на основе отчетливо осознаваемой потребности
учащихся в коммуникации со слышащей аудиторией в процессе об-
щей учебной деятельности. Этим определяется способ построения
языковых упражнений: задания формулируются таким образом, что-
бы учащиеся запоминали конкретные речевые средства на основе ча-
стого мотивированного применения в постоянно возникающих (в
рамках курсов технических дисциплин) учебных ситуациях, усваива-
ли опорные конструкции (клише) речевых высказываний в рамках
учебно-научного стиля речи.
Иными словами, педагог-лингвист обязан помнить о том, что для
его студентов социальный смысл коммуникации заключается в об-
служивании общей учебной деятельности, и соответственно строить
процесс обучения языку.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С.
Основы дефектологии
. Санкт-Петербург, Лань, 2003,
654 с.
Дьячков А.И.
Системы обучения глухих детей.
Москва, Изд-во Академии
пед. наук РСФСР, 1981, 241 с,
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи.
В защиту живого
слова
. В.Я. Коровина, сост. Москва, Просвещение, 1966.
Ладыженская Т.А.
Система работы по развитию связной устной речи
учащихся.
Москва, Педагогика, 1975, 256 с.
Кобзева Т.А.
Речевая культура инженера.
Москва, Изд-во МГТУ
им. Н.Э. Баумана, 2006.
Кузьмичева, Е.П.
Развитие речевого слуха у глухих.
Т.А. Власова, ред.
НИИД АПН СССР. Москва, Педагогика, 1983, 160 с.
Морозова И.Д.
Виды изложений и методика их проведения
. Москва, Про-
свещение, 1984, 368 с.