Background Image
Previous Page  5 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 7 Next Page
Page Background

Специфика языкового обучения слабослышащих студентов в техническом вузе

5

передайте суть микротекста (кратко — но без потери информа-

ции);

отредактируйте текст;

составьте текст из данных ниже предложений, используя извест-

ные вам языковые средства логическо-смысловой связи;

продолжите составление плана прочитанного текста;

составьте тезисы прочитанного текста;

напишите аннотацию к прочитанному тексту;

напишите сжатое изложение прочитанного;

напишите рецензию на прочитанную статью;

напишите сочинение на заданную тему.

В заключение следует отметить, что вся работа педагога-

сурдолингвиста должна быть ориентирована на так называемый

дея-

тельностный

принцип обучения [8, 9], т. е. обучение языку как фор-

мирование конкретной речевой деятельности в сфере учебно-

научного стиля речи. И здесь особенно важным представляется учет

мотивационно-потребностного плана речевой деятельности. Обуче-

ние языку строится на основе отчетливо осознаваемой потребности

учащихся в коммуникации со слышащей аудиторией в процессе об-

щей учебной деятельности. Этим определяется способ построения

языковых упражнений: задания формулируются таким образом, что-

бы учащиеся запоминали конкретные речевые средства на основе ча-

стого мотивированного применения в постоянно возникающих (в

рамках курсов технических дисциплин) учебных ситуациях, усваива-

ли опорные конструкции (клише) речевых высказываний в рамках

учебно-научного стиля речи.

Иными словами, педагог-лингвист обязан помнить о том, что для

его студентов социальный смысл коммуникации заключается в об-

служивании общей учебной деятельности, и соответственно строить

процесс обучения языку.

ЛИТЕРАТУРА



Выготский Л.С.

Основы дефектологии

. Санкт-Петербург, Лань, 2003,

654 с.



Дьячков А.И.

Системы обучения глухих детей.

Москва, Изд-во Академии

пед. наук РСФСР, 1981, 241 с,



Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи.

В защиту живого

слова

. В.Я. Коровина, сост. Москва, Просвещение, 1966.



Ладыженская Т.А.

Система работы по развитию связной устной речи

учащихся.

Москва, Педагогика, 1975, 256 с.



Кобзева Т.А.

Речевая культура инженера.

Москва, Изд-во МГТУ

им. Н.Э. Баумана, 2006.



Кузьмичева, Е.П.

Развитие речевого слуха у глухих.

Т.А. Власова, ред.

НИИД АПН СССР. Москва, Педагогика, 1983, 160 с.



Морозова И.Д.

Виды изложений и методика их проведения

. Москва, Про-

свещение, 1984, 368 с.