1
УДК 811.161.1
Специфика языкового обучения слабослышащих
студентов в техническом вузе
© Р.А. Камалова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматривается специфика обучения русскому языку студентов —
инвалидов по слуху. Отмечаются характерные черты сурдопедагогической линг-
вистики применительно к слабослышащим студентам технического вуза.
Ключевые слова:
сурдопедагогическая лингвистика, нефилологический профиль
обучения, слабослышащие студенты технического вуза.
Развитие письменной связной речи слабослышащих учащихся —
важнейший аспект их обучения, в том числе и в техническом вузе.
Общеизвестно, что именно совершенствование речевых и коммуни-
кативных навыков является залогом успешного формирования соци-
ально активной личности. Работая над текстами различных жанров,
продумывая их план и композицию, излагая их содержание, студенты
совершенствуют свои речевые умения, обогащают словарный запас,
осваивают новые синтаксические конструкции, укрепляют навыки
орфографии и пунктуации.
Обучаясь в Московском государственном техническом универси-
тете имени Н.Э. Баумана (в Головном учебно-исследовательском и
методическом центре профессиональной реабилитации лиц с ограни-
ченными возможностями здоровья), студенты должны овладеть и
технической речью, так как она играет первостепенную роль в их бу-
дущей инженерной деятельности. Поскольку технический язык в
университетах специально не преподается, студенты осваивают его
преимущественно по тем образцам, которые они встречают в книгах
и лекциях. Однако для слабослышащих учащихся этот естественный
процесс, безусловно, должен быть дополнен целенаправленной и со-
знательной работой под руководством педагога-лингвиста. Для ре-
шения этой задачи преподавателю приходится тщательно отбирать
языковой материал, изыскивать наиболее эффективные приемы и ме-
тоды работы над ним, восстанавливать ранее изученное на новой, бо-
лее широкой тематической основе, приближать используемые рече-
вые единицы к общему строю научно-технического стиля речи.
Только таким образом может быть достигнута адекватность языко-
вых занятий задачам общетехнического образования.
Особое значение в этой работе приобретает наличие системы.
Если даже система, принятая преподавателем, не совершенна (педа-
гогическая мысль непрерывно развивается, ищет и находит более со-
вершенные способы обучения), все же она избавляет от случайных