Специфика языкового обучения слабослышащих студентов в техническом вузе
3
Думается, нет необходимости специально останавливаться на
значении
лексико-семантической
работы в слабослышащей аудито-
рии. В техническом университете она приобретает особую важность,
поскольку помогает студентам изучить инженерную терминологию,
освоить лексику научного стиля речи. С помощью семантических
упражнений педагог не только знакомит студентов с новыми лекси-
ческими единицами (терминами), но и отрабатывает навыки их со-
единения и понятие об их функционировании в предложении. Таким
образом, становится неизбежным обращение к
грамматике
как орга-
низующему началу, способствующему логическому оформлению
мысли. Грамматика подводит учащихся к произвольному и осознан-
ному отбору языкового материала в процессе самостоятельного рече-
вого оформления мыслей. В свою очередь, обучение грамматике сла-
бослышащей аудитории имеет свою ярко выраженную специфику.
Она состоит в
синтаксической
интерпретации всех языковых явле-
ний, когда все ключевые вопросы грамматики сосредотачиваются
вокруг структуры простого предложения, его смысловой основы, по-
скольку коммуникация осуществляется на уровне именно этих рече-
вых единиц, соотнесенных с актами мышления. Ведется целенаправ-
ленная работа по синтаксической синонимии, педагог учит пользо-
ваться возможностями варьирования языковых структур, поскольку
это развивает у слабослышащих студентов чувство языка и коммуни-
кативную способность, умение прогнозировать содержание и струк-
туру обращенной речи, организовывать свое речевое высказывание с
учетом ситуации учебного и научного общения. Это касается в осо-
бенности усложненных структур предложений, на примере которых
продолжается отработка базовой структуры предложения. Кроме то-
го, особое значение имеет работа по перестроению предложений:
оформление одного и того же сообщения по-разному — простым
предложением, сложным, с косвенной речью, с однородными члена-
ми, с причастными и деепричастными оборотами и т. п.
Таким образом, работа над структурой и семантикой предложе-
ния, в сущности, идет на основе интеграции всех языковых аспектов
(без разнесения фактов языка по разным разделам — морфологии,
лексике, синтаксису).
Этим и определяется выбор типов заданий к текстам и структура
занятия: последовательное чередование лексико-семантических,
грамматических и синтаксических речевых упражнений, предваряю-
щих творческую работу учащихся над созданием самостоятельного
монологического текста — изложения предложенного материала или
создания собственного текста (сочинения, эссе, рецензии и т. п.).
Причем на каждом этапе занятия важно не только выделять ведущую
деятельность (то есть деятельность по освоению конкретного языко-
вого аспекта: лексико-грамматического, семантического или синтак-
сического), но и создавать условия для выполнения других речевых