Р.А. Камалова
2
неудач, экономит время, позволяет использовать его более рацио-
нально. Педагог, вырабатывая свою систему, отбирает наиболее
оправдавшие себя в опыте приемы обучения, устанавливает опреде-
ленную их последовательность, руководствуясь принципом, поло-
женным им в основу всей работы.
Как известно, в сурдолингвистике применяют для описания язы-
ка не дихотомию «язык — речь», а трехчленную формулу: «языковая
способность — языковой процесс (в данном случае письменная рече-
вая деятельность) — языковой стандарт (языковая система)». Глав-
ной целью языкового обучения слабослышащих во многом является
именно развитие языковой способности, то есть умения угадывать
содержание не только отработанных лексических и синтаксических
единиц, но и новых, впервые употребляемых в определенном контек-
сте высказываний. Конкретная речевая практика (выполнение учеб-
но-речевых и речевых упражнений), во-первых, закрепляет опреде-
ленные слова, конструкции, категории и формы, а во-вторых, способ-
ствует усвоению языковых норм. Таким образом, речевая деятель-
ность в процессе обучения (в частности, создание самостоятельной
монологической письменной речи) является условием развития язы-
ковой способности слабослышащих и усвоения ими системного
устройства языка.
В свое время Л.С. Выготский специально указывал на особую роль
так называемой внутренней («свернутой») речи в процессе мышления
[1]. Однако развивается внутренняя речь из речи «внешней», синтакси-
чески развернутой, словесно оформленной. Поэтому трудно переоце-
нить важность речевых упражнений и для общего развития слабослы-
шащих учащихся. Особую роль при этом приобретают письменные ра-
боты, несущие особую коммуникативную нагрузку [2].
Для понимания процесса восприятия речи и механизма встречной
смысловой догадки, встречной речевой активности большое значение
имеет положение Н.И. Жинкина о «механизмах упреждающего син-
теза в речевых процессах», согласно которому речь воспринимается
не по частям, не по отдельным элементам, а целыми блоками, струк-
турами [3]. Психологический анализ этого механизма также важен
для сурдопедагогики, поскольку этим определяется приоритетная
роль синтаксического аспекта в изучении языка слабослышащими
учащимися.
Отметим другие характерные черты сурдопедагогической линг-
вистики применительно к студентам технического университета [4]:
1)
усиление внимания к семантическому аспекту языка;
2)
акцент на грамматической работе;
3)
выбор предложения как центральной единицы лингвистиче-
ского анализа — поскольку именно предложение составляет верх-
нюю границу языка и соотносится с процессами коммуникации и
мышления.