Р.А. Камалова
4
действий (которые учащийся способен выполнять на уровне фоново-
го автоматизма).
Приведем некоторые примерные формулировки заданий к
учеб-
но-речевым
упражнениям, которые могут быть применены на заняти-
ях со слабослышащими студентами [5, 6].
1) лексико-семантическая работа:
прочитайте текст и подчеркните слова, значение которых вы не
поняли; попробуйте понять их по контексту или найдите в словаре;
дайте лексическое толкование приведенным ниже словам; под-
берите к ним синонимы;
выпишите из текста термины (общеупотребительные и узко-
профессиональные), технические аббревиатуры, слова с междуна-
родными словообразовательными элементами (и т. д.);
продолжите ряды синонимов;
продолжите перечень прилагательных, которые могут соче-
таться с нижеследующими существительными;
укажите многозначные слова в отмеченном отрывке;
подберите синонимы/антонимы к выделенным словам;
2) грамматическая работа:
поставьте в нужную форму слова;
используйте нужные предлоги для связи слов в словосочетаниях;
составьте предложения, используя опорные слова;
исправьте грамматические ошибки в предложениях (на согласо-
вание и управление);
3) синтаксическая работа:
распространите приведенные ниже предложения до сложно-
подчиненных;
вставьте в сложноподчиненное предложение необходимый по
смыслу союз;
закончите предложения, начатые деепричастными оборотами;
переделайте предложения с причастными и деепричастными
оборотами в сложноподчиненные, и наоборот;
замените придаточные определительные предложения при-
частными оборотами;
замените придаточные предложения времени и условия дее-
причастными оборотами (и т. п.);
исправьте ошибки в построении предложений.
В качестве
речевых
упражнений на занятиях выступают задания,
готовящие студентов к самостоятельному изложению материала,
к созданию собственных монологических письменных текстов [7]:
расположите предложения в нужной последовательности;
выберите предложение, в котором наиболее точно сформулиро-
вана мысль микротекста;