Особенности составления контрольного теста
3
Содержание теста
всегда непосредственно связано с содержани-
ем учебной дисциплины.
Чем полнее тест передает ее общее содержание, тем увереннее
можно говорить о содержательной валидности теста. Его содержание
должно отображать самое главное из того, что студенты должны
усвоить в процессе обучения. Необязательно, чтобы все аспекты изу-
чаемой дисциплины входили в тест.
Содержание теста необходимо дифференцировать, оно должно
включать несколько трудностей. В противном случае тест будет
ограниченным, с его помощью нельзя будет адекватно измерять зна-
ния учащихся.
Количество правильно выполненных заданий в тестовой форме
свидетельствует о степени компетентности студентов в рамках изу-
чаемого курса. Основные принципы и правила включения того или
иного учебного материала в содержание тестовых заданий были чет-
ко сформулированы В.С. Аванесовым [5, с. 153].
Принцип значимости включаемого материала.
В содержание
теста необходимо включать только те элементы учебной дисципли-
ны, которые считаются наиболее важными в процессе ее изучения.
Принцип научной достоверности.
В тест включают только ту
информацию по изучаемому предмету, которая является научно обос-
нованной, имеет четкое и истинное объяснение. Тест не должен со-
держать никакой спорной информации и разных точек зрения, поэто-
му необходимо тщательно обдумывать каждое конструируемое зада-
ние и разрабатываемые варианты ответов к нему, исключая возмож-
ность нескольких правильных решений.
Принцип соответствия содержания теста уровню современ-
ного состояния науки.
Тест должен строиться не только на основе
достоверного научного материала, но и на современных достижениях
науки. Необходимо использовать и адаптировать актуальные науч-
ные материалы. Главная трудность применения данного принципа
состоит в опосредованной связи содержания теста с уровнем разви-
тия науки.
Принцип репрезентативности.
Значимость представленных
элементов содержания, а также их полнота должны быть достаточ-
ными для получения объективных результатов контроля. При созда-
нии теста отображают то основное, что свидетельствует об уровне
подготовленности и компетентности учащихся в изучаемой области,
поэтому не следует забывать о наиболее важных и значимых сторо-
нах изучаемого предмета.
Принцип возрастающей трудности.
Задания, входящие в со-
держание теста, должны быть выстроены по нарастающей трудности,
что позволяет проверить знания студентов на разных уровнях, начи-
ная с более легкого и заканчивая сложным материалом. Учащиеся,