1
УДК 808.2
Особенности составления контрольного теста
© Е.А. Турикова
Московский государственный областной университет, Москва, 105005, Россия
В статье рассмотрены основные этапы составления контрольных тестов при
проверке умений и навыков учащихся. Дан ряд правил, разобраны основные этапы
конструирования педагогических тестов во избежание ошибок, способных приве-
сти к снижению качества контрольного инструмента. Также в статье пред-
ставлены основные принципы и правила включения учебного материала в содер-
жание тестовых заданий.
Ключевые слова:
тестирование, контроль, разработка теста, форма задания,
структура теста, содержание теста, принцип.
В теории и практике тестологии сложился
ряд правил
, которые
необходимо соблюдать составителю, чтобы избежать многих ошибок,
приводящих к необъективным результатам тестирования [1, с. 55].
Задача и цель тестирования.
Приступая к конструированию те-
ста, в первую очередь необходимо определить
задачу
данного вида
тестирования, будь то контроль уровня подготовки учащихся, прак-
тическое обучение или самоконтроль.
Целью учебной деятельности является формирование умений и
навыков на основе полученных и уже имеющихся знаний в той или
иной предметной области.
Основная цель любого коммуникативного теста — выяснить, в
какой мере выполняющие тест овладели теми или иными коммуни-
кативными навыками, определить уровень сформированности ком-
муникативной компетенции в процессе обучения.
Чтобы разработать эффективный измерительный инструмент
оценки знаний и обеспечить качество составленного теста, необхо-
димо правильно определить его задачи.
План теста.
После того как были определены задачи и цели те-
стирования, необходимо разработать план теста. Он должен пред-
ставлять собой систему заданий, в которой при помощи минимально-
го количества вопросов можно отобразить наиболее важные элемен-
ты содержания [2, 3]. Лучше избегать включения в тест малозначи-
мых и формальных заданий, которые не дадут четкого определения
уровня подготовки учащихся.
Задания теста.
Разработка тестовых заданий требует тщательно-
го отбора. При этом, приступая к планированию содержания теста,
следует заранее обратить внимание:
1) на количество заданий, проверяющих усвоение материала;
2) наиболее подходящую форму представления задания;
3) уровень трудности заданий и соответствие между ними;