Развитие античных представлений о крови и воздухе в работах А.Л. Чижевского
3
ный подход исключал возможность целостной анатомо-физиоло-
гической теории. Отсюда вытекает удивительный факт, который от-
мечают историки медицины: Демокрит, будучи врачом, не привносит
теоретических обоснований в медицину. И он был далеко не одинок.
Причина такого явления заключается в том, что подобные знатоки
врачевания исходили из первенства одного элемента (воды, воздуха),
наделяя его разумностью, что заведомо ограничивает познавательные
возможности концепции, констатируя, что познавать далее уже неза-
чем [3]. Натурфилософская мысль античности была во многом сфор-
мирована усилиями Платона и Аристотеля, но это была далекая от
догматизма конструкция, поэтому споры о природе научного знания
не прекращались, что проявилось в позициях эмпириков, рационали-
стов и методистов по вопросам идеальных практик врачевания.
По таланту, гибкости и творческому тембру мысли Гален был
мыслителем примерно такого же калибра, как Аристотель, так что
совсем не случайно Кювье и Гексли в XVII веке называли его вслед
за средневековыми мыслителями божественнейшим. Однако диапа-
зон занимавших его научных и философских вопросов был более
ограничен по сравнению с Аристотелем. Тем не менее сам Гален ре-
комендовал знакомиться с его произведениями в следующем поряд-
ке: начинать надо с критического изложения философских систем,
ибо врач-философ должен стремиться к познанию высших начал и
только так он может разрешать противоречия, возникающие в про-
цессе эмпирического познания своего объекта действительности,
вникнуть в данные анатомии, физиологии и гигиены и только затем
переходить к трудам по медицине. Познанию высших начал способ-
ствует математика, знание которой помогает понять отвлеченные чи-
стые формы, которые потом осуществляются в физических телах [5].
Прозорливо усматривая нечто неладное в позиции атомистов, он по-
лемизирует с философами-монистами, отстаивая мысль о том, что в
основе всех вещей лежат не одно, а четыре начала — это теплое, хо-
лодное, влажное и сухое. Применительно к организму человека он
признает четыре сока — кровь, слизь, желчь желтую и черную.
Гален считал, что воздух, поступивший в легкие, соприкасается
здесь с пневмой (материальный первоисточник жизни), существую-
щей в организме от рождения — это первичная, физическая пневма.
Сердце, снабжая легкие кровью, получает взамен из них воздух,
смешанный с первичной пневмой. Очутившись в сердце, в этом гор-
ниле жизни, воздух перерабатывается, утончается, давая таким обра-
зом начало новому виду пневмы — пневме животной: ее назначение
состоит в управлении вегетативными процессами тела. Животная
пневма претерпевает, однако, дальнейшее утончение в желудочках
мозга: тут она превращается в психическую пневму, в обязанности
которой входит заведование всеми произвольными движениями и
психическими переживаниями организма.