Г.И. Ловецкий
2
землей и огнем, одним из первоэлементов мира. Нечто подобное мы
встречаем в учениях мудрецов Древней Индии.
Как и во многих случаях, касающихся фундаментальных основ бы-
тия, древние мудрецы не ошиблись. Не подозревая о сложном составе
воздуха, они представляли его как однородную субстанцию по анало-
гии с другими первоэлементами. Первые теории о важности воздуха в
жизнедеятельности человека и животных основывались на том, что ар-
териальный круг кровообращения гонит по жилам человека воздух, то-
гда как венозный заполнен кровью. Такой точки зрения придерживался
старший современник Платона, знаменитый Гиппократ (460–377),
с ним соглашался впоследствии Теофраст (370–285) — любимый уче-
ник Аристотеля, а также Праксагор, который дал аортам название ар-
терий, считая, что в них находится воздух.
Первые ученые-медики считали, что в организме человека име-
ются две системы сосудов: одна — венозная, кровяная, связанная с
правой половиной сердца и заключающая в себе кровь, а другая —
артериальная, воздушная, несущая в себе воздух и пневму (жизне-
творящее вещество, материальный первоисточник жизни), которые
поступают из легких в левую половину сердца [4, c. 181]. На это ука-
зывают исследования римского врача и философа Галена, жившего
во II веке н. э., которому, наряду с многочисленными сочинениями об
искусстве медицины, принадлежит трактат под характерным назва-
нием «О том, что лучший врач также и философ». Гален не мог прой-
ти мимо данного вопроса по ряду принципиальных соображений.
Прежде всего речь идет об эпохе, полной жизненного и идейного
драматизма. Крупный философ-эпикуреец Цельс завершает свой
главный труд «Истинное слово», направленный против христианства,
которое он подвергает критике с позиций атомизма. На это сочине-
ние немедленно следует ответный трактат христиански ориентиро-
ванного мыслителя Оригена с характерным названием «Против
Цельса». В методологическом плане спор касается основ познания и
теории истины. Если позиция Цельса, сторонника Эпикура и атомиз-
ма, сводится к конструкции мира из простых составных частей, то
позиция Оригена и его последователей, которые не чурались сферы
наблюдений и опыта, сводилась к более глубокой мысли — правиль-
ное накопление и интерпретация эмпирических знаний невозможны
без набора базовых, аксиоматических представлений о его устрой-
стве. Естественно, это были представления о высшем замысле, но
также и о телеологическом принципе в изучении объектов природы.
Применение принципов атомизма в деле врачевания больных по-
родило представление о том, что к различным частям тела присоеди-
нены атомы души различной величины и подвижности, которые рас-
пределяют разные функции по разным местам тела: мышление по-
мещается в мозг, восприятие — в органы чувств, сильное здоровое
возбуждение — в сердце, чувственное желание — в печень. Подоб-