Background Image
Previous Page  2 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 15 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

2

землей и огнем, одним из первоэлементов мира. Нечто подобное мы

встречаем в учениях мудрецов Древней Индии.

Как и во многих случаях, касающихся фундаментальных основ бы-

тия, древние мудрецы не ошиблись. Не подозревая о сложном составе

воздуха, они представляли его как однородную субстанцию по анало-

гии с другими первоэлементами. Первые теории о важности воздуха в

жизнедеятельности человека и животных основывались на том, что ар-

териальный круг кровообращения гонит по жилам человека воздух, то-

гда как венозный заполнен кровью. Такой точки зрения придерживался

старший современник Платона, знаменитый Гиппократ (460–377),

с ним соглашался впоследствии Теофраст (370–285) — любимый уче-

ник Аристотеля, а также Праксагор, который дал аортам название ар-

терий, считая, что в них находится воздух.

Первые ученые-медики считали, что в организме человека име-

ются две системы сосудов: одна — венозная, кровяная, связанная с

правой половиной сердца и заключающая в себе кровь, а другая —

артериальная, воздушная, несущая в себе воздух и пневму (жизне-

творящее вещество, материальный первоисточник жизни), которые

поступают из легких в левую половину сердца [4, c. 181]. На это ука-

зывают исследования римского врача и философа Галена, жившего

во II веке н. э., которому, наряду с многочисленными сочинениями об

искусстве медицины, принадлежит трактат под характерным назва-

нием «О том, что лучший врач также и философ». Гален не мог прой-

ти мимо данного вопроса по ряду принципиальных соображений.

Прежде всего речь идет об эпохе, полной жизненного и идейного

драматизма. Крупный философ-эпикуреец Цельс завершает свой

главный труд «Истинное слово», направленный против христианства,

которое он подвергает критике с позиций атомизма. На это сочине-

ние немедленно следует ответный трактат христиански ориентиро-

ванного мыслителя Оригена с характерным названием «Против

Цельса». В методологическом плане спор касается основ познания и

теории истины. Если позиция Цельса, сторонника Эпикура и атомиз-

ма, сводится к конструкции мира из простых составных частей, то

позиция Оригена и его последователей, которые не чурались сферы

наблюдений и опыта, сводилась к более глубокой мысли — правиль-

ное накопление и интерпретация эмпирических знаний невозможны

без набора базовых, аксиоматических представлений о его устрой-

стве. Естественно, это были представления о высшем замысле, но

также и о телеологическом принципе в изучении объектов природы.

Применение принципов атомизма в деле врачевания больных по-

родило представление о том, что к различным частям тела присоеди-

нены атомы души различной величины и подвижности, которые рас-

пределяют разные функции по разным местам тела: мышление по-

мещается в мозг, восприятие — в органы чувств, сильное здоровое

возбуждение — в сердце, чувственное желание — в печень. Подоб-