Изучение причастий как особой формы глагола при обучении русскому языку…
5
4. Ищем главное для причастия слово —
друзьях
. Определяем
форму: множественное число, предложный падеж. Ставим причастие
в ту же форму:
Я написал родителям о своих друзьях,
живущих
вместе со мной
в общежитии.
Б. Нужно послать ответ на телеграмму, которую я получил вчера.
1. Определить падеж местоимения
которую —
винительный.
Следовательно, будем создавать страдательное причастие.
2. Найти глагол и определить его вид и время.
Получил —
со-
вершенный вид, прошедшее время. Значит, причастие не зависит от
спряжения.
3. Образуем причастие: получить — получил — получЕННый.
4. Ищем главное для причастия слово:
телеграмму.
Определяем
форму: единственное число, женский род, винительный падеж.
5. Определим тип придаточного предложения: получил Я — ак-
тивная. Тогда именительный падеж меняем на творительный:
Нужно послать ответ на телеграмму,
полученную мной
вчера.
И еще вариант: На выставке были картины, которые нарисованы
современными художниками.
Алгоритм преобразования тот же, только мы видим, что данное
предложение — пассивная конструкция. Поэтому замена именитель-
ного падежа винительным не нужна.
Теперь попробуем изложить эту схему максимально коротко:
падеж местоимения «который»;
форма (вид и время) глагола;
образование причастия;
поиск главного слова, определение его формы;
конструирование предложения.
В заключение хочется сказать: причастия, конечно же, форма,
используемая в основном в книжной речи, но, тем не менее, необхо-
димая для более полного понимания тонкостей русского языка ино-
странными слушателями. Я попыталась упростить изучение данной
формы глагола, но при этом надо помнить: на самом деле невозмож-
но воспользоваться ни одной из представленных выше схем без базо-
вых знаний: понятия вида глаголов, окончаний прилагательных и
причастий и т. д. В противном случае не поможет ни одна схема.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Лебедева О.А.
Причастия и деепричастия
. Н. Новгород, 1991, 55 с.
[2] Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И.
Современный русский язык
.
6-е изд., перераб. и доп. Москва, Логос, 2002, 528 с.
[3] Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А.
Дорога в Россию
. Учебник
русского языка (первый сертификационный уровень — часть 1, Санкт-Пе-
тербург — Златоуст, 2009.