Н.А. Ионова
4
1. Падежную форму созданного причастия.
2. Изменение формы (именительный — творительный падеж) не-
которых слов преобразованного предложения (если речь идет о стра-
дательных причастиях).
Пример:
Я знаю рабочих, которые работают на этом заводе. — Я знаю рабочих,
работающих
на этом заводе.
Место, которое посещают
туристы
, известно своей красотой. —
Место,
посещаемое туристами
, известно своей красотой.
Данное упражнение невероятно трудно, но именно оно часто
входит в перечень упражнений, необходимых для аттестации ино-
странных учащихся по первому сертификационному уровню.
Практические советы при решении вышеуказанных проблем.
В целях помощи иностранным студентам хотелось бы предложить
некоторые схемы выполнения вышеуказанных заданий:
1.
Причастный оборот
→
который
:
А. Ты обратил внимание на мужчину, игравшего в парке с детьми?
1. Найти причастие — игравшего. Определить категорию: дей-
ствительное, прошедшего времени.
2. Действительное — значит, местоимение
который
в имени-
тельном падеже.
3. Прошедшего времени — значит, глагол будет тоже прошедше-
го времени (играл).
Итог: ты обратил внимание на мужчину,
который играл
в парке
с детьми?
Б. На выставке была картина, нарисованная современным худож-
ником.
1. Найти причастие — нарисованная. Определить категорию:
страдательное, прошедшего времени.
2. Страдательное — значит, возможны два варианта:
который
в
винительном падеже (активная конструкция):
На выставке была картина,
которую
нарисовал
современный
художник.
На выставке была картина,
которая
нарисована
современным
художником.
2. Который
→
причастный оборот:
А.
Я написал родителям о своих друзьях, которые живут вместе
со мной в общежитии.
1. Определить падеж местоимения
который —
именительный.
Следовательно, будем создавать действительное причастие.
2. Найти глагол и определить его вид и время.
Живут —
несо-
вершенный вид, настоящее время. Значит, причастие зависит от
спряжения. Первое спряжение -ут, -ют.
3. Образуем причастие — жить — живут — живУЩий.