Изучение причастий как особой формы глагола при обучении русскому языку…
1
УДК 808.2.378.02
Изучение причастий как особой формы глагола
при обучении русскому языку иностранных учащихся
© Н.А. Ионова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье систематизируются теоретические материалы и практические разра-
ботки по одной из сложнейших грамматических тем русского языка. Даются
практические указания для облегчения усваивания данной темы иностранными
учащимися.
Ключевые слова:
причастие, форма глагола, активные причастия, пассивные при-
частия, сложное предложение.
Некоторые теоретические данные о причастиях.
Причастие —
гибридная глагольно-адъективная форма, которую в школьной тра-
диции рассматривают как особую глагольную форму. Очень метко о
причастиях сказал В.И. Даль: «Часть речи, причастная к глаголу, в
образе прилагательного». То есть в причастиях заложены признаки и
глаголов и прилагательных. Эту двойственность заметили и древние
грамматисты, дав ему имя «причастие», т. е. причастное к имени и
глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи
делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более
экономными, на что обратил внимание еще М.В. Ломоносов: «Сии
глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заклю-
чая в себе имени и глагола силу».
Итак, причастия совмещают в себе признаки и глагола, и прила-
гательного (то есть, как пишут в школьных учебниках, обозначают
признак предмета по действию).
Признаки глагола:
1) сохраняется значение действия и глагольное управление (
под-
ходит (куда?) к столу — подходящий (куда?) к столу
);
2) сохраняется вид соответствующего глагола (
почтальон принес
письмо (СВ) — почтальон, принесший письмо (СВ); ребенок любит
родителей (НСВ) — ребенок, любящий родителей (НСВ)
);
3) причастие, как и глагол, имеет понятие возвратности (
человек,
умывающий ребенка — умывающийся человек
);
4) причастие имеет понятие времени, настоящего или прошедше-
го (
рабочие, строящие дом — рабочие, строившие дом
);
5) две залоговые формы, которыми обладают причастия (дей-
ствительный — активный и страдательный — пассивный), соответ-
ствуют в синтаксисе активным и пассивным конструкциям предло-
жений (
задачу решил студент — задача, решенная студентом; Ло-