Изучение причастий как особой формы глагола при обучении русскому языку…
3
Трудности для иностранных студентов в образовании форм
причастий, использовании их и при трансформации предложе-
ний с причастными оборотами в сложноподчиненные предложе-
ния с придаточными определительными и обратно.
Я считаю, что
причастие — это одна из самых сложных частей речи. Во-первых,
весьма сложно образование причастий. Оно зависит от грамматиче-
ских показателей глагола. Например, четыре, а если учесть и воз-
вратные, то шесть причастий образуются от переходных глаголов
несовершенного вида. Так, от
читать
возможны шесть причастий:
читающий, читавший, читаемый
и возвратные:
читающийся, чи-
тавшийся.
Бесспорно, это разнообразие тяжело воспринимается иностран-
ными учащимися, которые сталкиваются с причастиями уже на под-
готовительном отделении. Ведь им приходится совмещать и система-
тизировать несколько направлений русской грамматики: вид, спря-
жение и переходность глагола, падежные формы прилагательных и
суффиксы причастий.
Но если непосредственное образование форм причастий требует
прежде всего механической памяти, то для выполнения практических
заданий по трансформации предложений необходимо более глубокое
понимание особенностей данной глагольной формы.
Предложения с причастными оборотами (причастие + зависимое
слово) в речи довольно часто заменяются на сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными (с союзным словом
который
). При этом данное союзное слово, в отличие от причастия,
может находиться только в двух падежных формах:
1) в именительном падеже, если мы имеем дело с действитель-
ным ( активным) причастием (независимо от падежа причастия)
Я знаю режиссера,
снимающего
новый фильм. — Я знаю режиссера,
который
снимает новый фильм.
Я знаком с режиссером,
снимающим
новый фильм. — Я знаком с ре-
жиссером,
который
снимает новый фильм.
2) в винительном падеже, если мы заменяем страдательное (пас-
сивное) причастие активной конструкцией (причем меняя при этом
творительный падеж «деятеля» на именительный), и в именитель-
ном — если пассивной
Я вышел из библиотеки,
построенной мэром
еще 10 лет назад. —
Я вышел из библиотеки,
которую
построили еще 10 лет назад. Я вышел из
библиотеки,
которая
была построена еще 10 лет назад.
Однако наибольшую трудность представляют собой «обратные»
упражнения — замена сложноподчиненного предложения предложе-
нием с причастным оборотом.
Почему так? Да потому что при преобразовании необходимо учи-
тывать некоторые факторы: