Background Image
Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Изучение причастий как особой формы глагола при обучении русскому языку…

3

Трудности для иностранных студентов в образовании форм

причастий, использовании их и при трансформации предложе-

ний с причастными оборотами в сложноподчиненные предложе-

ния с придаточными определительными и обратно.

Я считаю, что

причастие — это одна из самых сложных частей речи. Во-первых,

весьма сложно образование причастий. Оно зависит от грамматиче-

ских показателей глагола. Например, четыре, а если учесть и воз-

вратные, то шесть причастий образуются от переходных глаголов

несовершенного вида. Так, от

читать

возможны шесть причастий:

читающий, читавший, читаемый

и возвратные:

читающийся, чи-

тавшийся.

Бесспорно, это разнообразие тяжело воспринимается иностран-

ными учащимися, которые сталкиваются с причастиями уже на под-

готовительном отделении. Ведь им приходится совмещать и система-

тизировать несколько направлений русской грамматики: вид, спря-

жение и переходность глагола, падежные формы прилагательных и

суффиксы причастий.

Но если непосредственное образование форм причастий требует

прежде всего механической памяти, то для выполнения практических

заданий по трансформации предложений необходимо более глубокое

понимание особенностей данной глагольной формы.

Предложения с причастными оборотами (причастие + зависимое

слово) в речи довольно часто заменяются на сложноподчиненные

предложения с придаточными определительными (с союзным словом

который

). При этом данное союзное слово, в отличие от причастия,

может находиться только в двух падежных формах:

1) в именительном падеже, если мы имеем дело с действитель-

ным ( активным) причастием (независимо от падежа причастия)

Я знаю режиссера,

снимающего

новый фильм. — Я знаю режиссера,

который

снимает новый фильм.

Я знаком с режиссером,

снимающим

новый фильм. — Я знаком с ре-

жиссером,

который

снимает новый фильм.

2) в винительном падеже, если мы заменяем страдательное (пас-

сивное) причастие активной конструкцией (причем меняя при этом

творительный падеж «деятеля» на именительный), и в именитель-

ном — если пассивной

Я вышел из библиотеки,

построенной мэром

еще 10 лет назад. —

Я вышел из библиотеки,

которую

построили еще 10 лет назад. Я вышел из

библиотеки,

которая

была построена еще 10 лет назад.

Однако наибольшую трудность представляют собой «обратные»

упражнения — замена сложноподчиненного предложения предложе-

нием с причастным оборотом.

Почему так? Да потому что при преобразовании необходимо учи-

тывать некоторые факторы: