Background Image
Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

Н.Г. Багдасарьян, А.А. Воинова

4

вый конфликт уже не связан с распределением собственности, а ста-

новится результатом «неравного распределения человеческих воз-

можностей» [2, с. 63]. И опасность этого конфликта в том, что доми-

нирование одной социальной группы по отношению к другим кажется

вполне оправданным, так как высокое положение в обществе обуслов-

лено не эксплуатацией других групп, а личностными качествами.

То есть классы теперь лишь указывают на существующие в об-

ществе классовые проблемы, но никак не определяют какие-либо со-

циальные группы.

По мнению П. Бурдье, класс можно рассматривать только как

теоретическую конструкцию, которая не дана в социальной реально-

сти. Однако у этой конструкции есть потенциальный шанс выхода в

реальность, если определять ее как совокупность «агентов», зани-

мающих сходную позицию, находящихся в одинаковых условиях и

обладающих сходными интересами. Лишь эти основания способны

объединить индивидов в группу [10, с. 60]. Об этом же говорит и

А. Турен, утверждая, что классы могут возникнуть лишь там, где ин-

дивиды рассматриваются именно в качестве социальных акторов.

В данной трактовке очевидно смещение акцента с анализа соци-

альной структуры общества на анализ социального действия и соци-

альных отношений. Более того, намечается поворот от теоретическо-

го изучения классов к их активному формированию [5, с. 131].

Классовая структура в концепции П. Бурдье заменяется социаль-

ным пространством с множеством полей, где агент может занимать

различные позиции в зависимости от величины культурного, симво-

лического, социального и экономического ресурсов (капитала). И ос-

новной конфликт разворачивается уже не между классами, а на ин-

дивидуальном уровне в борьбе за обладание различными видами

капитала. Как отмечает У. Бек [11], в социальном поле современного

общества индивиды постоянно перемещаются и группируются, исхо-

дя из обладания различными типами ресурсов.

Мы согласны с рядом российских авторов [4, 12] в том, что ре-

сурсный подход обладает наибольшими эвристическими способно-

стями для стратификационных исследований: он позволяет объяснять

причины межклассовых различий. В современных обществах, где

особую роль в производстве играют специализированные знания и

технологии, как и способность к овладению информацией, интеллек-

туальный, культурный капитал становится дефицитным и приносит

наибольший доход.

Внимание здесь уделяется вопросу о прогрессивном социальном

слое, который может выступить главным актором социальных изме-

нений. Иными словами, основной акцент делается на интеллектуаль-

ной элите постиндустриального общества. Вместе с тем существова-

ние этого класса как реального сообщества, объединенного общими