Background Image
 1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

Классовые концепции социальной стратификации…

1

УДК 316. 342.2

Классовые концепции социальной стратификации:

вызовы постиндустриального общества

© Н.Г. Багдасарьян

1

, А.А. Воинова

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

Университет «Дубна», Дубна, 141980, Россия

Становится очевидным, что знания, способности к созданию нового,

к самостоятельной деятельности ценятся превыше всего.

Ф. Фукуяма

[1]

В статье анализируются современные социологические подходы к определению

классов и классовой стратификации, предпринимается попытка типологизации

данных подходов и выявления наиболее перспективных с точки зрения их эмпири-

ческой применимости и построения прогнозных моделей.

Ключевые слова:

класс, теории социальной стратификации, ресурс, человеческий

капитал, постиндустриальное информационное общество.

Что инициирует размышления об адекватной картине структуры

современных обществ? Почему все большее число исследователей

обращается к теме стратификации? Чем различаются — порой весьма

существенно — структурные модели и оценки места тех или иных

социальных групп в стратегических сценариях будущего?

Ответ на эти и многие другие острые вопросы социальной жизни

лежит в плоскости классово-стратификационного анализа современ-

ных обществ. Скорость изменений, однако, так велика, что устоявшие-

ся — «классические» — концепции не способны ответить на вызовы

постиндустриального общества, трансформирующего всю социальную

иерархию. Изменились границы и критерии социального деления,

появились новые социальные группы, не вписывающиеся в известные

схемы. Например, прекариат. Так именуют тех, кто не отягощает себя

никакими обязательствами перед обществом и государством, находясь

в условиях «неустойчивой занятости», и в России таких — около 30 %

трудоспособного населения, причем преимущественно — молодежь.

Похожая проблема существует сегодня и на Западе, и на Востоке. В

Японии, в частности, более одного миллиона в основном молодых лю-

дей (их называют хикимори) предпочитают полностью жить не в ре-

альном, а в виртуальном мире, конструируя его посредством игровых

приставок, видеоигр и Интернета.

Распределение материальных благ уже не выступает главным

критерием социального деления, в этом качестве все более значимой