Background Image
Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Н.Г. Багдасарьян, А.А. Воинова

2

становится статусная роль человека как следствие уровня образова-

ния и обладания особыми знаниями и навыками.

Но если это так, то какой социальный слой можно назвать дви-

жущей силой современного общества — какое бы определение мы

к нему ни применили: постиндустриальное, информационное или

общество постмодерна? Кто выступает источником экономического

роста, его субъектом, если фигура предпринимателя, который стре-

мился, как отмечал Й. Шумпетер, к инновациям для оптимизации

своего бизнеса и увеличения объемов производства, уходит в про-

шлое вместе с капиталистическим типом экономики?

Теории классовой дифференциации: точки несогласия.

По-

стиндустриальная трансформация создает предпосылки для возник-

новения нового типа классового общества, где «главным признаком

класса становится хозяйственный интерес его представителей, а во-

прос о собственности на средства производства вторичен» [2, с. 93].

Соглашаясь, безусловно, со второй частью этого наблюдения, обра-

тимся к категории класса и его признакам. Несмотря на то, что неко-

торые исследователи [3] настаивают на несостоятельности и анахро-

ничности такого концепта как «класс», все же классовые теории не

только продолжают существовать, но и развиваются порой в неожи-

данных направлениях, приобретая популярность в европейской и

российской социологической мысли. Причина, вероятно, в том, что

они обладают определенным теоретическим потенциалом, позволяя

рассматривать социальную структуру общества в ее динамике и пер-

спективе. Спорными в социологических кругах остаются лишь во-

просы о современной специфике классового анализа и границах его

использования.

В спектре социологических теорий, исследующих вопросы

классовой стратификации, высвечиваются два основных направления.

Одно из них продолжает развивать классические модели К. Маркса

и М. Вебера, адаптируя их к реалиям современного общества. Другое,

так называемое «ресурсное» направление [4], стоит в оппозиции

к традиционным классовым теориям, иначе трактуя само понятие

«класс» и критерии его выделения.

Несмотря на то что часто теории К. Маркса и М. Вебера прежде

противопоставлялись друг другу, они, как это видно с позиций сего-

дняшнего дня, обладают, скорее, взаимодополняющими характеристи-

ками. Различия в теориях неомарксистов и неовеберианцев на обще-

теоретическом уровне так же трудноуловимы. Поэтому мы позволим

себе объединить эти два концепта на основании «классического» ха-

рактера, противопоставив их «ресурсному» подходу, в рамках которо-

го понятие «класс» обретает принципиально иное звучание.

Экономический контекст социальной стратификации.

После-

дователям традиционных классовых теорий пришлось внести в них