Н.Г. Багдасарьян, А.А. Воинова
2
становится статусная роль человека как следствие уровня образова-
ния и обладания особыми знаниями и навыками.
Но если это так, то какой социальный слой можно назвать дви-
жущей силой современного общества — какое бы определение мы
к нему ни применили: постиндустриальное, информационное или
общество постмодерна? Кто выступает источником экономического
роста, его субъектом, если фигура предпринимателя, который стре-
мился, как отмечал Й. Шумпетер, к инновациям для оптимизации
своего бизнеса и увеличения объемов производства, уходит в про-
шлое вместе с капиталистическим типом экономики?
Теории классовой дифференциации: точки несогласия.
По-
стиндустриальная трансформация создает предпосылки для возник-
новения нового типа классового общества, где «главным признаком
класса становится хозяйственный интерес его представителей, а во-
прос о собственности на средства производства вторичен» [2, с. 93].
Соглашаясь, безусловно, со второй частью этого наблюдения, обра-
тимся к категории класса и его признакам. Несмотря на то, что неко-
торые исследователи [3] настаивают на несостоятельности и анахро-
ничности такого концепта как «класс», все же классовые теории не
только продолжают существовать, но и развиваются порой в неожи-
данных направлениях, приобретая популярность в европейской и
российской социологической мысли. Причина, вероятно, в том, что
они обладают определенным теоретическим потенциалом, позволяя
рассматривать социальную структуру общества в ее динамике и пер-
спективе. Спорными в социологических кругах остаются лишь во-
просы о современной специфике классового анализа и границах его
использования.
В спектре социологических теорий, исследующих вопросы
классовой стратификации, высвечиваются два основных направления.
Одно из них продолжает развивать классические модели К. Маркса
и М. Вебера, адаптируя их к реалиям современного общества. Другое,
так называемое «ресурсное» направление [4], стоит в оппозиции
к традиционным классовым теориям, иначе трактуя само понятие
«класс» и критерии его выделения.
Несмотря на то что часто теории К. Маркса и М. Вебера прежде
противопоставлялись друг другу, они, как это видно с позиций сего-
дняшнего дня, обладают, скорее, взаимодополняющими характеристи-
ками. Различия в теориях неомарксистов и неовеберианцев на обще-
теоретическом уровне так же трудноуловимы. Поэтому мы позволим
себе объединить эти два концепта на основании «классического» ха-
рактера, противопоставив их «ресурсному» подходу, в рамках которо-
го понятие «класс» обретает принципиально иное звучание.
Экономический контекст социальной стратификации.
После-
дователям традиционных классовых теорий пришлось внести в них