Активизации фактора языковой среды как основы формирования…
1
УДК 808.2
Активизации фактора языковой среды
как основы формирования коммуникативной
компетенции иностранных стажеров
© Е.А. Орлов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены наиболее актуальные проблемы, с которыми приходится сталки-
ваться преподавателям русского языка как иностранного (РКИ) при активизации
фактора языковой среды как основы формирования коммуникативной компетен-
ции иностранных стажеров. Расширение «коммуникативного пространства»
языковой личности иностранных стажеров во время языковой стажировки, реа-
лизуемого в речевом общении с носителями русского языка, трактуется в контек-
сте использования информационного потенциала Интернета.
Д
ана общая харак-
теристика осуществления процесса коммуникации при обучении русскому языку
посредством интернет-ресурсов.
Ключевые слова:
языковая среда,
формирование коммуникативной компетенции,
информационный потенциал Интернета, интернет-ресурсы.
Одной из ведущих задач современной лингводидактики и мето-
дики преподавания РКИ является разработка коммуникативной тех-
нологии формирования социокультурной компетенции иностранных
стажеров, а также содержания и методического инструментария
кросскультурного обучения. Для большинства иностранных стажеров
языковая стажировка — промежуточный этап обучения, продолжа-
ющий их языковое образование в стране изучаемого языка. Речевой
тренинг в рамках повседневного общения в ходе стажировки [1]
осложняется потребностями ориентации в информации о современ-
ной российской действительности, в овладении учебно-научным и
профессиональным общением. У большинства учащихся имеются
также познавательные потребности в области гуманитарного знания,
историко-культурного контекста российской жизни и т. п.
Обновлению и оптимизации содержания стажировки способству-
ет использование разнообразных возможностей обучающего потен-
циала языковой среды. Обозначим некоторые наиболее актуальные
проблемы, с которыми приходится сталкиваться преподавателям
РКИ при активизации фактора языковой среды как основы формиро-
вания коммуникативной компетенции иностранных стажеров:
разработка методики включения в учебный процесс аутентич-
ного речевого материала (например, записей живой разговорной ре-
чи, материалов современной российской прессы, телевизионных про-
грамм и др.);