Е.А. Орлов
2
преодоление (на занятиях РКИ) языковых, коммуникативных,
социокультурных, психологических трудностей при адаптации к
естественной русской языковой среде;
переход от деятельности учащихся в учебной сфере к деятель-
ности в жизненных ситуациях («В магазине», «В аптеке», «В гости-
нице», «На почте», «На улице», «В деканате университета», «В сто-
ловой, ресторане», «В гостях» и др.);
поиск форм взаимосвязи и управление учебной деятельностью
и внеаудиторной работой учащихся;
активное включение учащихся в разные формы межкультурно-
го диалога;
использование интернет-ресурсов и возможностей виртуальной
среды для развития навыков межкультурного общения [2].
Приобретению опыта межкультурной коммуникации способству-
ет проживание иностранных студентов не в общежитии, а в русско-
язычной семье. Интервью с иностранными студентами выявили
предпочтительный тип молодой семьи, интересной как в плане об-
щения, так и с точки зрения организации совместного досуга.
Расширение коммуникативного пространства языковой личности
иностранных стажеров во время языковой стажировки идет парал-
лельно с формированием национально-специфичных систем понятий,
идей, концептов, реализуемых в речевом общении с носителями рус-
ского языка и при использовании информационного потенциала Ин-
тернета.
Одна из важнейших специфических характеристик компьютерно-
го общения — виртуальное коммуникативное пространство, в кото-
ром только и возможно осуществление коммуникации этого вида.
Такая трактовка требует разработки двух положений: во-первых,
применимости термина «пространство» к общению посредством
компьютера; во-вторых, выявления параметрических характеристик
компьютерного пространства. Оба направления исследования воз-
можны при осмыслении пространства как лингвосемантической,
точнее коммуникативной (дискурсивной) категории. В лингвистиче-
ском аспекте особый научный интерес вызывает исследование когни-
тивного механизма способов поиска и обработки информации поль-
зователем Сети, что представляет собой важную проблему не только
современного теоретического и прикладного языкознания, но и ме-
тодики обучения РКИ, особенно языку специальности.
Интернет-дискурс (ИД) — сложная текстовая система, опреде-
ленная экстралингвистическими социокультурными факторами и
специфической ситуацией вступления в языковой контакт посред-
ством компьютера и иных электронных устройств пользователей как
друг с другом в сети Интернет, так и с дискурсивным интернет-