Е.А. Орлов
4
Данные программы включают систему работы преподавателя с
учебной группой:
планы работы на семестр и на каждый день;
систему текстов, заданий и упражнений, которые могут быть
перенесены в программу из любого учебника, пособия, Интернета
или составлены преподавателем;
систему контроля (тесты, в том числе задания, контролирую-
щие чтение, аудирование, говорение и письмо) с выставлением оце-
нок;
формы внеаудиторного общения студентов друг с другом и с
преподавателем (форумы, блоги, дневники, посты, диалоги, письма,
объявления и т. п.).
Студенты выполняют домашние задания, которые проверяет и
оценивает сама программа по заданным преподавателем параметрам.
Таким образом преподаватель контролирует весь процесс подготовки
студента к уроку, получая информацию о том, выполнено ли домаш-
нее задание, усвоил ли студент материал урока, сколько раз (време-
ни) студент читал тексты, сколько времени отпускается студенту на
выполнение теста. Внеаудиторная работа студента регулируется как
система подготовки к речевой деятельности на уроке. Одним из мно-
гих достоинств программ такого рода является то, что они позволяют
преподавателю индивидуализировать обучение, давать разные типы
и количество упражнений разным студентам, по-разному регулиро-
вать время выполнения заданий, давать дополнительные тренировоч-
ные задания и т. д. [6, с. 316].
Cами по себе информационные технологии не способны осу-
ществлять процесс обучения, поскольку это прерогатива людей. Такой
позиции придерживаются Е.В. Жданова, О.В. Харитонова и С.С. Хро-
мов, раскрывающие критерии отбора и оценки веб-ресурсов в препо-
давании иностранных языков и РКИ: «в гонке за усовершенствовани-
ем ИТ в образовательном процессе нельзя забывать о человеческом
факторе и о главенствующей роли коммуникативного метода в обуче-
нии с использованием, прежде всего, визуального контакта и жесто-
мимического комплекса в реальном коммуникативном акте»
[5, с. 8].
Реальное общение на изучаемом языке в условиях естественной
языковой среды повышает мотивацию изучения РКИ, способствует
формированию коммуникативных умений и навыков в разных сфе-
рах общения. Координация занятий в аудитории с внеаудиторным
бытовым и социокультурным общением, в том числе с подключени-
ем интернет-ресурсов как источника актуальной информации о жиз-
ни российского общества, доказала свою эффективность в практике
обучения иностранных стажеров на краткосрочных курсах русского
языка.