Синтез Фрейда и Маркса: первые фрейдо-марксисты - page 8

Л.В. Мокшанцев
8
Постепенно в обществе заметно возросло число невротических
расстройств. Однако официальная наука объявляла психические за-
болевания, истерию и общую нервозность «воображением», резуль-
татом переутомления. И лишь в конце XIX в. появился ученый
Фрейд, открывший причину этого настоящего социального бедствия.
Он обвинил в росте психических аномалий лицемерную, чуждую че-
ловеку «культурную сексуальную мораль». Именно она, коснувшись
всех без исключения классов капиталистического общества, вызвала
мощный процесс вытеснения либидо в бессознательное, что и приве-
ло к массовому возникновению неврозов.
Буржуазное общество, конечно, сделало все возможное для того,
чтобы уничтожить психоанализ либо нейтрализовать его воздействие
на умы людей. И в известном смысле оно в этом преуспело. Райх с гру-
стью отмечает, что психоанализ, по-видимому, утратил понимание сво-
ей революционной миссии. Анализ превратился в хороший бизнес,
приносящий немалый доход. Обсуждение комплексов пациента выро-
дилось в приятное времяпрепровождение. Но хуже всего, что психоана-
лиз деградировал теоретически. После издания книги Фрейда «Я и Оно»
в психоаналитических кругах стали немодными все разговоры о либидо.
Вопрос о том, можно ли считать психоанализ революционной
наукой, остается открытым. Не вступая в пространную дискуссию,
заметим, что, на наш взгляд, психоанализ первоначально действи-
тельно был революционной наукой. Во многом он, подобно марксиз-
му, представлял собой радикальную критику отчужденного обще-
ства. Хотя Фрейд никогда не исследовал социально-экономическую
структуру общества, он, тем не менее, обратил внимание на то, что
общество предъявляет слишком высокие требования к человеку в об-
ласти сексуальной морали. Это вело к возникновению неврозов.
Во многих случаях их можно было бы избежать при более терпимом
отношении к естественным потребностям человека. Поэтому соци-
ально-экономическую критику капитализма, начатую Марксом,
Фрейд дополнил бескомпромиссной атакой на традиционные ценно-
сти буржуазного общества, мораль и религию. Если Маркс за маска-
ми социальных институтов обнаружил экономический интерес, то
Фрейд за масками моральных и религиозных ценностей увидел бес-
сознательные влечения. Фрейд также создал беспрецедентную тех-
нику освобождения людей от навязчивых идей, мифов, моральных
норм. Она не только дала возможность исследовать глубинные слои
психики, но и открыла путь к индивидуальному обновлению и само-
совершенствованию человека [10].
В заключение отметим, что энергичная защита Райхом психоана-
лиза от обвинений марксистов в «идеалистических уклонах» имела
очень большое значение. С ее помощью он надеялся подготовить поч-
ву для включения психоанализа в материалистическое понимание ис-
1,2,3,4,5,6,7 9,10
Powered by FlippingBook