Синтез Фрейда и Маркса: первые фрейдо-марксисты - page 7

Синтез Фрейда и Маркса: первые фрейдо-марксисты
7
и общественным порядком, представителем которого является семья,
а позднее школа. Из этого противоречия возникает конфликт, кото-
рый приводит к изменению, а именно — к изменению психической
структуры индивида как более слабой стороны. Такие… конфлик-
ты… возникают ежедневно и ежечасно, и они-то и являются движу-
щим моментом развития» [8, с. 201–202].
На наш взгляд, попытка Райха представить психоанализ диалек-
тической наукой вполне правомерна. Творческое наследие основопо-
ложника психоанализа сложно, противоречиво. В нем каждый видел
то, что хотел увидеть. Фрейда считали идеалистом и материалистом,
революционером в науке и псевдоученым, гуманистом и антигума-
нистом, пессимистом и оптимистом, консерватором и нонконформи-
стом, атеистом и создателем новой религии и т. д. И все эти различ-
ные оценки идейного наследия Фрейда небеспочвенны; они имеют
реальную основу в его многочисленных работах разных лет.
Мы считаем, что в своей основе мышление Фрейда было, бесспор-
но, диалектическим. Психическая жизнь рассматривалась им как арена
конфликта сознательных и бессознательных сил, норм общества и вле-
чений, борьба которых и порождает все богатство и разнообразие мыс-
лей и чувств человека. Вместе с тем следует обратить внимание и на
слабость интерпретации Райха. Он сильно сузил фрейдовскую диалек-
тику, по сути, свел ее только к научной, материалистической диалекти-
ке. Разумеется, элементы материалистической диалектики можно найти
в работах Фрейда, основанных на клинических наблюдениях. Однако в
гораздо большей степени в его трудах, посвященных социальным и
культурологическим вопросам, присутствует не научная, а мифологиче-
ская диалектика, восходящая к Платону, религиозному учению Якоба
Беме, поэзии романтиков, философии жизни.
Райх настаивал на том, что психоанализ — революционная наука,
т. к. он дополняет марксову критику буржуазной экономической си-
стемы критикой буржуазной морали, основанной на сексуальном по-
давлении. По его мнению, буржуазия, разгромив мораль и религию
феодального общества, быстро утратила свою революционность и,
будучи заинтересованной более всего в сохранении своего господ-
ства, сама установила новый кодекс религиозных и моральных огра-
ничений: осуждение чувственности, единобрачие, требование цело-
мудрия от девушки и т. п. Особенно тяжелым оказалось положение
женщин, которых викторианская мораль считала в принципе асексу-
альными, лишенными половых потребностей. В этих условиях жен-
щина из страха потерять самоуважение и репутацию должна была не
только скрывать, но и подавлять в себе чувственность. Среди жен-
щин широко распространилась фригидность. Для мужчин холодность
официального брака компенсировалась узаконенной проституцией.
Словом, буржуазная мораль умерщвляла женскую сексуальность и
распаляла мужскую.
1,2,3,4,5,6 8,9,10
Powered by FlippingBook