Синтез Фрейда и Маркса: первые фрейдо-марксисты - page 5

Синтез Фрейда и Маркса: первые фрейдо-марксисты
5
Райх хотел создать новое учение под названием
«сексуально-
экономическая социология»
, которая бы органически включала как
предложенное Фрейдом видение человека, так и социологию Маркса.
Инстинктивные и социально-экономические процессы определяют
бытие человека. Однако Райху не удалось разработать последова-
тельную или законченную социальную теорию. Ему не хватило тер-
пения, дисциплины, и (это надо особо подчеркнуть) он не обладал
систематическим умом. В его работах мало обоснованных аргумен-
тов, имеются неувязки и даже прямые противоречия. Однако, не-
смотря на эти замечания, мы полагаем, что остается немало интерес-
ного в попытке Райха построить мост между двумя важнейшими ин-
теллектуальными традициями XIX и XX вв.
В 1929 г. Райх написал небольшую работу «Диалектический ма-
териализм и психоанализ» [8]. В ней он попытался сблизить психо-
анализ и марксизм. Конечно, психоанализ содержит целый ряд идеа-
листических положений, но вопрос в том, какова суть теории, каково
ее принципиальное понимание психических явлений. Райх усматри-
вал сходство психоанализа и марксизма в их одинаковом материали-
стическом, диалектическом и революционном характере.
Райх полагал, что психоанализ является в основном материалисти-
ческой наукой, поскольку Фрейд, как и Маркс, объяснял поведение
людей реальными потребностями и влечениями. Фрейд выделил две
группы первичных влечений: влечения Я (или самосохранения) и сек-
суальные влечения. Все остальные влечения — волю к власти, често-
любие, жажду наживы и т. д. — он отнес ко вторичным образованиям,
т. е. ответвлениям от этих двух основных групп. Впоследствии Фрейд
ввел в свою теорию еще два влечения — Эрос и Танатос, что вызвало
многочисленные дискуссии в психоаналитическом движении.
Как уже отмечалось, Райх отказался от этого неубедительного и
мифологического учения Фрейда и вернулся к первому варианту его
теории. Наиболее важной частью психоаналитического учения о вле-
чениях Райх считал теорию либидо. Он предложил материалистиче-
скую интерпретацию этого не совсем ясного фрейдовского понятия.
В то время он считал, что либидо является жизненной энергией, или
биоэнергией организма.
Материалистическому истолкованию Райх подверг и другие ос-
новные постулаты классического психоанализа. Важную роль в пси-
хоаналитической теории играл принцип реальности, в котором Райх
объединил все ограничения и социальные требования, заставляющие
человека подавлять влечения или откладывать их удовлетворение.
Но Фрейд понимал принцип реальности весьма абстрактно — как
внешний мир, некую данность. Он даже не помышлял, что принцип
реальности может быть соотнесен с реально существующим обще-
ством. Райх конкретизировал принцип реальности, трактуя его как
1,2,3,4 6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook