Л.В. Мокшанцев
6
принцип буржуазного общества. А установка на приспособление к
нему рассматривалась им как стремление подчинить человека буржу-
азным социальным институтам. «Принцип реальности, — писал
Райх, — есть принцип данного общества... Господствующий класс
утверждает принцип реальности, который служит интересам сохра-
нения его власти. Воспитание пролетария в духе подчинения этому
принципу реальности, как какой-то абсолютной норме, требуемой
хотя бы во имя культуры, равносильно утверждению эксплуатации,
утверждению капиталистического строя» [8, с. 187].
Новую интерпретацию Райх дал механизму вытеснения, т. е. про-
цессу перехода из сферы сознания в подсознательную сферу эмоций
и влечений, неприятных сознательному Я человека. По его мнению,
главную роль в процессе вытеснения играет не страх кастрации, как
думал Фрейд, а общество. «...Содержание и формы вытесне-
ния, — подчеркивал он, — зависят от общественного бытия индиви-
да» [8, с. 188–189]. Тем самым Райх одним из первых среди аналити-
ков поставил вопрос о существовании
социального бессознательного,
или такого вытесненного психического материала, который находит-
ся в определенном противоречии не с нормами отдельного человека,
а с нормами общества. В дальнейшем теория социального бессозна-
тельного получила развитие в работах Эриха Фромма [9].
«Подправил» Райх и комплекс Эдипа, придав ему историческое
содержание. Напомним, что он понимался Фрейдом как вечный и
неизменный факт человеческой природы. Его структуру составляют
рано проявляющееся у ребенка сексуальное влечение к родителю
противоположного пола и неизбежное соперничество с родителем
одинакового пола. Ссылаясь на антрополога Бронислава Малинов-
ского, Райх полагал, что «эдипов комплекс есть социологически обу-
словленный факт, форма которого изменяется вместе с обществен-
ным строем. Эдипов комплекс должен исчезнуть в социалистическом
обществе, потому что тогда исчезнет, потерявши всякий смысл, его
общественная база, патриархальная семья» [8, с. 193].
Райх считал, что психоанализ — диалектическая наука. Главной
диалектической темой всех работ Фрейда выступал психический кон-
фликт и его разрешение. Если марксизм был конфликтной социологи-
ей, то психоанализ является конфликтной психологией. Не столько
подчеркивая гармоничное функционирование частей целого, Я или
общества, и Фрейд, и Маркс указывали на антагонизмы, выступающие
источником развития целого и подчас ведущие его к болезни и гибели.
Развитие человека представлялось Фрейдом как цепь бесконеч-
ных конфликтов между влечениями человека и нормами общества.
«...Индивид, — отмечал Райх, — в психическом отношении появля-
ется на свет в виде пучка потребностей и соответствующих им вле-
чений... Часть потребностей ребенка удовлетворяется. Но преоблада-
ет все-таки противоречие между инстинктивными потребностями «я»