Синтез Фрейда и Маркса: первые фрейдо-марксисты - page 2

Л.В. Мокшанцев
2
безотцовщины» (1919) доказывал на новом материале, что больше-
визм — это не что иное, как замена патриархальной власти (власти
отца) матриархальными принципами братства. Советы представляют
позитивный возврат к допатриархальным формам братского сотруд-
ничества, но существует постоянная опасность «психологического
термидора», реставрации отцовского принципа. Федерн предупре-
ждал, что братья, лишенные отца, будут искать ему замену, и тем са-
мым диктатуре пролетариата грозит опасность превратиться в тира-
нию. Так в конце концов и произошло в Советской России [1].
Однако вначале властные структуры страны Советов весьма бла-
гожелательно относились к психоанализу. В 20-е гг. XX в. тема объ-
единения Фрейда и Маркса не сходила с повестки дня заседаний
московских аналитиков и со страниц журналов. Они не сомневались,
что только после революции появилась возможность принять надле-
жащие профилактические меры против психических болезней. Необ-
ходимо реформировать психологию, медицину и педагогику на основе
психоанализа и марксистской теории коммунистического переустрой-
ства общества. Г.Ю. Малис в работе «Психоанализ коммунизма» пи-
сал: «Нет надобности говорить, что в оценке социальных явлений пси-
хоанализ является теорией материалистической… Это ясно при срав-
нении взглядов Маркса и Фрейда на любой общественный процесс…
Психоанализ лишь дает марксизму возможность целиком быть приме-
нимым к изучению психики нашей» [2].
С другой стороны, фрейдо-марксисты боролись и со своими про-
тивниками (А.М. Деборин, В. Волошинов, В.А. Юринец, И. Сапир),
которые утверждали, что психоанализ и советский марксизм не-
совместимы. На место «единственно материалистической концеп-
ции человека» тогда одновременно претендовали рефлексоло-
гия В.М. Бехтерева, физиология условных рефлексов И.П. Павлова
и культурно-историческая теория деятельности Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.
В этой научной борьбе у советских аналитиков были две основ-
ные стратегии. Одна состояла в доказательстве того, что психоанализ
является частным случаем того или другого из этих вариантов «мате-
риалистической концепции человека». Будучи частным случаем, он
не противоречит марксизму и может даже усилить советскую науку
своими эмпирическими наблюдениями. Эта идея частного случая
была впервые высказана известным впоследствии философом Бер-
нардом Быховским. Обильно цитируя Фрейда на страницах журнала
«Под знаменем марксизма», Быховский пытался доказать, что теория
Фрейда монистична, материалистична и диалектична. А образцом
для Быховского была рефлексология Бехтерева, частным случаем ко-
торой психоанализ, по его мнению, и является. Некоторое время по
его следам шел А.Б. Залкинд. Конкретная реализация этой стратегии
1 3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook