Мифология креативного класса
9
исторического типа (представленного личностью рантье и биржевого
спекулянта) с «человеком Фронтира» — первым американским посе-
ленцем-пуританином, мужественным, глубоко верующим, привер-
женным протестантской этике, в том числе идеалам скромности, тру-
долюбия, справедливости
3
.
«Людей Фронтира» сегодня в США олицетворяют известный
консервативный политик Рон Пол, профессоры Стивен Уолт из Гар-
варда и Джон Миршеймер из Университета Чикаго, движения «За-
хвати Уолл-стрит» и «Чаепитие»
4
. Под социально-экономической
«поверхностью» их идей, требований и лозунгов легко просматрива-
ется стремление к возрождению идеалов и ценностей ранней буржуа-
зии, смелой, изобретательной, стремящейся к подлинной свободе,
готовой к риску и предельному напряжению творческих сил. Между
тем в эпоху глобализации «люди Фронтира» уже не востребованы:
глобальной власти нужны мещане — послушные, трусливые, мало-
культурные, аполитичные, агрессивно воспринимающие любые иде-
алы и стимулированную ими деятельность [15]. Именно они тради-
ционно представляли американский средний класс как главную соци-
альную опору режима. Имидж успешного и потому счастливого обы-
вателя безотказно «работал» на протяжении всего прошлого века (се-
рьезно не пострадав даже от идеологии хиппи). Однако сегодня он
потребовал существенного обновления: социологические мониторин-
ги выявили тревожную для власти тенденцию устойчивого дрейфа
все большего процента работников умственного труда средней и
низшей квалификации от идеала успешного стяжателя к идеалу куль-
турной, образованной личности, неравнодушной к судьбам своей
страны и мира.
Суть обновления состоит в том, чтобы сохранить доминирование
филистерского культурно-исторического типа, до неузнаваемости
изменив его внешний облик за счет «макияжа» в виде полубогемного
и в меру социально-активного стиля жизни. Созидательно-твор-
ческий тип, представляющий объективную угрозу цивилизации «зо-
лотого тельца», оттесняется «креативным», не нарушающим произ-
водственно-потребительского вектора ее развития. Таким образом,
государство выстраивает «идейную защиту» от духовно-нравствен-
3
Фронтир (англ.
frontier
— рубеж, граница) — область «свободных земель» во
внутренних районах североамериканского континента, которая вплоть до конца
XIX в. осваивалась белыми поселенцами и в ходе территориальной экспансии
постепенно перемещалась на запад (достигнув в конечном итоге Тихоокеанского
побережья). «Свободные люди на свободной земле» — этот лозунг выражал «дух
Фронтира».
4
Движение «Чаепитие» (Tea Party) названо по аналогии со знаменитым
Бостонским чаепитием 1773 г., послужившим сигналом к началу борьбы за
освобождение от британской зависимости.