Мифология креативного класса - page 5

Мифология креативного класса
5
словами, модель социального развития, основанная на удовлетворе-
нии базовых потребностей на заработанные деньги, в середине вто-
рой половины прошлого века себя исчерпала. Возникла «пауза»: у
среднестатистического гражданина не предвиделось роста ни дохо-
дов, ни потребностей.
Доходы, впрочем, вскоре стали расти благодаря первым резуль-
татам послевоенной научно-технической революции (вместе с ростом
безработицы). Что же касается удовлетворенных естественных и ра-
зумных потребностей, то их нужно было срочно надстраивать други-
ми, искусственными и неразумными. Большой Бизнес решил, что по-
требности можно и нужно создавать — планомерно, на научной ос-
нове, в соответствии с интересами товаропроизводителей. Новые
рынки сбыта отныне открывались не в «третьем мире», а в сознании
(и особенно подсознании) населения собственных стран.
В соответствии с этой установкой начали столь же планомерно
создаваться и «угрозы» (здоровью, внешности, личной безопасно-
сти), защитить от которых якобы только и могут соответствующие
товары и услуги. Появился маркетинг — теория и практика пред-
ставления ненужного как жизненно необходимого и стимулирования
так называемого «престижного потребления» и «потребления страха»
(в основном через агрессивную, навязчивую рекламу). И маркетинг,
и реклама работают, как известно, исключительно на уровне эмоций,
а зачастую и инстинктов, поскольку рациональное (логическое, кри-
тическое) мышление может помешать ежедневно сбывать людям ку-
чу ненужных им товаров и услуг.
В итоге средний класс был превращен в своеобразную трубу, в
которую с одного конца закачиваются товары, а с другого они со
свистом вылетают на свалку — не потому, что ими уже нельзя поль-
зоваться, а просто потому, что вышли из моды, стали «неактуальны-
ми», потому что появились более «продвинутые» модели, да и просто
потому, что надоели (ибо «позитивный» потребитель испытывает ра-
дость от самого процесса приобретения чего-либо нового).
У этой «трубы» есть и нравственный аспект — обесценивание
человеческого труда, неуважение к нему и его плодам. Ни для кого
не секрет, что экономика, нацеленная на максимальное извлечение
прибыли, осознанно производит недолговечные изделия, ведь их
назначение — служить не людям, а карману производителя. Поэтому
«престижное потребление» создает угрозу не только духовной и ин-
теллектуальной деградации самой личности, но и бездумного уни-
чтожения невоспроизводимых природных ресурсов планеты.
Однако к концу минувшего века в развитых зарубежных странах
данная модель тоже начала давать сбои: потребительский рынок
утратил один из своих существенных сегментов в лице культурного
слоя, представители которого массово устремились в аскетизм. В ос-
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook