Мифология креативного класса - page 2

С.Г. Галаганова
2
они действительно относительно новы. Это программисты, изобре-
татели новых моделей айфонов и айпадов, дизайнеры, фотохудожни-
ки, специалисты по рекламе и пиару, имиджмейкеры, работники
СМИ и юридических контор. Эти профессии, безусловно, творче-
ские, но почему в «креативности» отказано талантливым инженерам,
врачам, университетской профессуре? Возможно, они творят «не со-
всем то»?
Книга Флориды не оставляет сомнений в том, что это именно так:
по мнению автора, далеко не всякое творчество заслуживает имено-
ваться «креативностью». Новый класс Ричарда Флориды производит
вовсе не научные идеи и теории; он конструирует не роботов и не
космические корабли, а …самого себя, на индивидуально-лич-
ностном уровне. Произвольно воспроизведя (без ссылки на первоис-
точник) «классические» постулаты Ги Дебора о том, что субъектом
современной истории может быть лишь самосозидающая личность
(«господин и обладатель собственного мира») [2], автор делает ло-
гичный вывод о необходимости адекватного выражения этой уни-
кальности. Однако в качестве наиболее подходящей для личностного
самовыражения сферы предлагается вовсе не творческий труд, а
стиль жизни, который у каждого должен быть very special (не похо-
жим ни на какой другой). Новый класс имеет для этого, по мнению
автора, все необходимые условия: способность осознать свою уни-
кальность, достаточный доход и свободное время. Другими словами,
единой социальной общностью его делает относительная однотип-
ность «креативной самореализации», подкрепленной финансовым
успехом
1
.
Описанные Флоридой конкретные проявления стилевой креатив-
ности многочисленны и разнообразны. Тут и одежда от Banana Re-
public, и занятия одиночными видами спорта, и музыкальное при-
страстие к фолку и джазу, и увлечение восточной мистикой, и отдых
в «экологических» районах планеты, и посещение модных выставок,
и многое-многое другое. Впрочем, все это не главное. Основную ти-
пологическую особенность (своего рода «системное качество») креа-
тивной идентификационной модели Флорида усматривает в «непо-
стоянстве» (inconstancy) всех мыслимых видов индивидуальной жиз-
недеятельности. Креативная личность «открыта для перемен»; ее
главная радость — удовольствие от постоянной «дегустации жизни».
Это означает принципиальное отсутствие устойчивых убеждений,
принципов, привязанностей.
На протяжении всей жизни представители нового класса «твор-
чески дегустируют» места работы и проживания, виды профессио-
1
Что касается термина «креативность», то в психиатрии он традиционно
употребляется как синоним врожденной гениальности [3].
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook