Мифология креативного класса - page 4

С.Г. Галаганова
4
нужно объяснять, что такая подверженная страхам и соблазнам лич-
ность — идеальный объект для манипулятивного управления.
Каковы же конкретные формы самореализации, предлагаемые
креативному классу «текучей современностью»?
На первом месте, судя по текстам Флориды, по-прежнему остает-
ся активное ежедневное потребление товаров и услуг, на сей раз — в
соответствии с разработанным эталоном «креативного образа жиз-
ни». Этот эталон включает гипертрофированную заботу о своих здо-
ровье и внешности, посещение изысканных богемных ресторанов,
коллекционирование антиквариата и т. п. Это и есть то «культурное»
(эстетизированное) потребление, о котором в свое время случайно
проговорился министр образования России. Впрочем, это не ново и
не столь существенно (то, к чему сегодня спешно подтягивают «про-
свещенного» российского обывателя, для западного — давно уже
пройденный этап). Новой является переориентация СМИ с пропаган-
ды конформизма (через понятия «модного» и «актуального») на
культивирование стремления «подняться над толпой», «найти себя»,
«стать иным».
Для креативного класса разработана специальная система трен-
дов и брендов — полубуржуазная, полубогемная, с претензией на не-
кую особую, ничем не обоснованную «продвинутость». Ради чего?
Прежде всего, ради того, чтобы дать обществу новый потребитель-
ский идеал взамен отработанного примитивно-мещанского. Теперь,
например, он включает в себя социальную активность — как реаль-
ную, так и виртуальную (в сетевых сообществах). В свободное от ра-
боты время молодые «креативы» включаются в другие «интересные
проекты» — борьбу за сохранение природы, права различных мень-
шинств, волонтерскую деятельность [10].
Для более глубокого осмысления произошедших перемен нам
понадобится небольшой исторический экскурс.
В конце 1960 — начале 1970-х гг. произошло судьбоносное для
человечества событие, всесторонне проанализированное француз-
ским социологом Ж. Бодрийяром: базовые материальные и бытовые
потребности примерно двух третей населения развитых стран (неза-
висимо от их социально-экономических укладов и политического
строя) впервые в истории оказались удовлетворенными. «Базовые»
значит естественные и разумные: в достаточной и здоровой пище,
нормальной сезонной одежде, достаточном по размерам и соответ-
ствующем требованиям гигиены жилье с бытовой техникой [11].
Это случилось впервые в истории. Раньше нормой жизни «про-
стого народа» во всех без исключения странах была бедность и еже-
дневная борьба за выживание. (Еще в 1950-х гг. жители большинства
провинциальных европейских рабочих городков жили с туалетами во
дворе, корытами для стирки белья и плесенью на обоях.) Другими
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook