К вопросу об особенностях университетского образования эпохи постмодерна
7
Современные информационные технологии изменяют не только
производство знания, его интеграцию и хранение, но и способы его
передачи. В условиях, когда студент, используя компьютер, спосо-
бен прочесть до 8 книг (по 330 страниц каждая) в течение одного
дня [5, с. 82], задача лекции и лектора совершенно изменяется, равно
как и целесообразное соотношение лекционного и семинарского вре-
мени (перераспределение его в пользу семинарского). В рамках же
семинара возрастает, как отмечалось выше, значимость использова-
ния активных форм его проведения, направленная на формирование
умения превращать полученные знания в способ решения конкрет-
ных задач.
Активизация участия каждого студента в работе семинара воз-
можна и через так называемое неформальное кооперативное обуче-
ние, предполагающее создание для решения конкретных задач вре-
менных рабочих групп, развивающее способность и навыки работы в
группе. Специалисты предлагают более 50 форм кооперативного
обучения, среди которых — выполнение задания в команде, метод
структурированного противоречия, групповое исследование, созда-
ние концептуальных карт и пр.
Преподаватель при этом становится хотя и более опытным, но
равноправным участником «совместного поиска неизведанных ис-
тин», «обучающим процессу учебы» (Г. Бейтон).
Задачами постмодернового университета становятся привитие
вкуса и развитие способности к постоянному, пожизненному обуче-
нию (life — long learning), а сам университет «фактически превраща-
ется в конструктора образа жизни, в структуру, которая дает индиви-
дууму навыки для непрерывной адаптации. То, что мы традиционно
называем культурой, сегодня приобретает форму культуры обуче-
ния — обучения жизни, социального обучения (social leаrning) в по-
стоянно меняющейся среде…» [3, с. 666].
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Бауман З.
Индивидуализированное общество
. Москва, 2002.
[2]
Гурбатов С.Н., Красильников З.Ф. Межфакультетская кафедра нано-
структур и наноэлектроники.
Вестник Нижегородского университета
им. Н.Л. Лобачевского. Сер. Инновации в образовании
, 2005, вып. 1(6).
[3]
Добреньков В.И., Кравченко А.И.
Фундаментальная социология
. Т. VIII.
Москва, 2005.
[4]
Довженко Л.П. К вопросу о гуманитарной составляющей университет-
ского технического образования.
Проблемы преподавания социогумани-
тарных дисциплин в техническом вузе в современных условиях
. Москва,
2008.
[5]
Еляков А. Современное информационное общество.
Высшее образование
в России
, 2001, № 4.
[6]
Ильин В.В.
Теория познания. Эпистемология
. Москва, 1994.
[7]
Классический университет в неклассическое время
. Томск, 2008.