К вопросу об особенностях университетского образования эпохи постмодерна
5
Университет должен стать своеобразным конструктором образа
жизни, формирующим навыки непрерывной адаптации в изменяю-
щейся социальной среде, навыки пожизненного, непрерывного обра-
зования, развить потребность и способность учиться постоянно,
научить учиться, «обучить процессу учебы» (Г. Бейтсон). Такая спо-
собность обеспечивает молодому специалисту реальные возможно-
сти успешной адаптации, трудоустройства, при необходимости «пе-
реиначивания» себя и тем самым достижения жизненного успеха.
Для того чтобы подготовить выпускника с высокой степенью ди-
намичности, способности к самоконструированию в соответствии с
текучестью жизненных обстоятельств, университет постмодерна
должен осваивать и внедрять соответствующие педагогические прак-
тики и методы обучения. В ряду таковых выделяется принцип так
называемого проектного обучения, базирующийся на моделировании
в учебном процессе характерной для постмодерна ситуации неопре-
деленности. «Проект» всегда ориентирован на решение некоторой
проблемы, задачи в сугубо специфических обстоятельствах, а потому
носит ситуационный, а не типичный характер. В этом плане он отли-
чается от характерной для классики установки на использование об-
щих, годных для всех обстоятельств действий, приемов и технологий
и предполагает сугубо творческий характер решений и конструктив-
ных действий.
Проектирование ценно как метод развития интереса и способно-
сти к поиску нетрадиционных вариантов решения научных, техниче-
ских, жизненных задач, проблем, ситуаций, в том числе «как способ
саморазвития социальных систем в условиях однозначно не предска-
зуемого будущего, в ситуациях игры разнонаправленных сил, в
быстро, динамически меняющихся условиях, когда создание и реали-
зация проекта выступают единственным рациональным способом со-
организации множества факторов и тенденций, призванных обеспе-
чить эффективную социокультурную форму деятельности» [8, с. 33].
Принцип проектного образования ориентирован на развитие способ-
ности выпускника университета успешно действовать в условиях:
а) неопределенности направления развития и вариантов транс-
формаций современного общества;
б) высокой степени прагматизации, коммерциализации науки и
образования;
в) превалирования инновационного типа знания, его направлен-
ности на быструю внедряемость и коммерческий эффект.
Внедрение проектности в образовательную практику должно
способствовать подготовке специалистов, не только обладающих
фундаментальными научными знаниями, но и способных выйти из
пространства теории в пространство практики, технологически обес-
печить внедрение новых идей, успешно выполнять роль организаци-