Л.П. Довженко
4
вышает адаптационный потенциал выпускников университета. Роль
такого потенциала в условиях постмодерна трудно переоценить. Быст-
ротечность, хаотичность, безвекторность трансформаций современной
социальной реальности существенно осложняют процесс социализа-
ции и социальной адаптации молодого специалиста, вынуждают его
часто менять социальные роли и образы, что способно порождать кри-
зис идентичности. Идентичность как конструирование, осознание и
переживание человеком своей индивидуальности всегда находится в
состоянии «переиначивания», принципиальной незавершенности,
«преодоления себя сегодняшнего» (А. Адлер). Однако социокультур-
ная реальность постмодерна с ее неопределенностью и радикальным
плюрализмом обостряет ситуацию, разрушая условия, позволяющие
молодому человеку сохранять и воспринимать себя как целостную,
самотождественную личность. Возникает кризис идентичности, кото-
рый способен выражаться как в возможной разбалансировке, наруше-
нии связи между различными образами, ролями «Я», так и в обнару-
жении непригодности сложившейся конструкции «Я» для решения
проблем, выдвигаемых новыми условиями и жизненными обстоятель-
ствами. Преодоление кризиса требует определенных усилий перекон-
струирования «Я» в целях сохранения его целостности.
Проблема возможных кризисов идентичности не может игнориро-
ваться при решении задач совершенствования университетского обра-
зования, ибо профессионально-личностная модель выпускника клас-
сического университета, ориентированная на неизменность, постоян-
ство шаблонов профессиональной деятельности и поведения,
обеспечивавшее ему надежный социальный статус практически на всю
жизнь, уже не работает в современных условиях. Последние делают
непригодной устойчивую идентичность, требуя замены ее идентично-
стью подвижной, ситуационной, которую можно охарактеризовать как
«временную определенность (устойчивость) в условиях неопределен-
ности» [7, с. 9]. Поэтому постнеклассический университет, обеспечи-
вая качественное фундаментальное общенаучное, гуманитарное и
профессиональное образование, должен вырабатывать у студента
навыки конструирования моделей гибкой, «нежесткой», высоко кон-
текстуальной идентичности, ее различных конфигураций, обучать
технологиям действия в различных статусных и ролевых ипостасях
(«Я как менеджер», «Я как социолог», «Я как член корпорации»,
«Я как гражданин» и т. д.). По мнению З. Баумана, «люди эпохи пост-
модернити должны уметь не столько раскапывать скрытый смысл в
случайных сочетаниях цветных пятен, сколько незамедлительно уни-
чтожать сохранившиеся в сознании модели и одним резким движени-
ем сорвать искусно оформленные картинки… Жизненный успех
(и тем самым рациональность) людей постмодерна зависит от скоро-
сти, с которой им удается избавиться от старых привычек, а не от ско-
рости обретения новых» [1, с. 158].