К вопросу об особенностях университетского образования эпохи постмодерна - page 6

Л.П. Довженко
6
онно-административного управления процессом инноваций, т. е.
связь университета с технологическим трансфером. Понятно, что все
это требует весьма существенного и динамичного совершенствова-
ния учебных программ и технологий обучения. Кстати, интересные,
заслуживающие внимания наработки в указанном направлении име-
ются как у зарубежных, так и у отечественных специалистов, хотя
внедрение этих идей в российскую практику преподавания оставляет
желать лучшего.
В работах по постмодерновской вузовской дидактике справедли-
во подчеркивается важность общей задачи преодоления чисто ин-
формационного стиля преподавания, перехода к широкому использо-
ванию активно-творческих форм студенческого участия в работе над
учебным материалом.
Современный студент университета, принадлежащий к «цифрово-
му поколению», постоянно активно работающий с компьютером и
имеющий доступ к обширной, разнообразной и разнонаправленной
информации, привыкает к свободному и избирательному отношению к
ней. Именно Сеть, а не вузовская аудитория часто становится сферой
его общения, диалога, обмена идеями и информацией. Студенты по-
степенно утрачивают желание, умение и привычку учиться по книгам,
лекциям и учебникам. Связанный с использованием Интернета про-
цесс «делегитимации» информации ведет, по мнению Ж.Ф. Лиотара, к
концу «эры профессора, который оказывается не более компетентным,
чем информационные сети и междисциплинарные группы, изобрета-
ющие новые «ходы» и «игры». Зерно истины в этом суждении, без-
условно, есть. Однако гигантские возможности информационной сети
вовсе не отменяют, а лишь
изменяют
роль профессора. В новых усло-
виях он призван быть не только источником знания, но и своеобраз-
ным привратником, методологически обеспечивающим учебную и
научную эффективность сетевой «навигации» студента. Обилие, каче-
ственная неравноценность и противоречивость сетевой информации
делают весьма полезной преподавательскую помощь в ее осмыслении,
отборе, а также выборочном «введении» в систему базовых оснований
формирующегося мировоззрения студента.
Фрагментарность, клиповость, текучесть сетевого сознания чре-
ваты незакрепленностью устоев, отсутствием приоритетов. В этих
условиях преподаватель способен сыграть свою позитивную роль в
выстраивании ценностных иерархий, выборе жизненных позиций и
приоритетов студента. Понятно, что это связано с решением более
серьезной задачи — формирования всеми средствами современного
университетского образования высокоразвитой личности, способной
на проявление активности, мировоззренческой зрелости и самостоя-
тельности. В ее решении большая роль принадлежит университет-
ской гуманитаристике [4, с. 88–92].
1,2,3,4,5 7,8,9
Powered by FlippingBook