Л.П. Довженко
2
научного знания, задачу его сохранения и передачу в неизменном ви-
де следующим поколениям, т. е. на бесконечное воспроизводство
устоявшегося знания и принятых культурных образцов. Адекватной
этой задаче формой трансляции знания был, как правило, монолог
авторитетного учителя, являвшегося источником знания предмета и
образцом для подражания.
Фундаментальные научные открытия ХХ века, особенно создание
специальной теории относительности и квантовой механики, привели
к крушению классических представлений и построению картины ре-
альности, во многом противоположной механистической. Новый образ
мира обусловил переход к новому типу ментальности, характерными
особенностями которой в том числе стали:
•
отход от наглядности образа, идеи зеркальности отражения ми-
ра в науке, отказ от объективизма как научной идеологии;
•
возрастание значимости чисто мысленной «проработки» объек-
та (в условиях отсутствия эмпирических данных о нем или даже в
обход них);
•
отказ от идеи вечных и абсолютных истин, релятивизация и ли-
берализация истины;
•
признание правомерности различных интерпретаций, теорети-
ческих конструкций и подходов, а также диалога между ними как
средства обретения истины, как пути к ней;
•
уравнивание в правах на внимание науки возможного и действи-
тельного, превращавшее в законный объект науки крайне абстрактные
типы реальности — потенциальные, виртуальные [6, с. 69–88].
Новое качество научной мысли нашло воплощение в практике
университетского образования в виде стремления развивать у студен-
тов способность мыслить в духе новых методологических посылок
науки. Получает распространение метод проблемного обучения, ори-
ентирующий на многоаспектность анализа научных проблем, прин-
цип дополнительности как общеметодологический, утверждение
идеи научной толерантности.
Последние десятилетия ХХ и первые десятилетия ХХI века обна-
ружили такие изменения социальной и научной реальности, которые,
как уже отмечалось, заставили говорить о становлении эпохи постмо-
дерна и, соответственно, новой научной рациональности (неонеклас-
сики или постнеклассики), предъявившей новые требования к системе
университетского образования. Возникшая в рамках неклассики идея
равноправия, взаимодополнительности разных образов исследуемых
объектов расширяет и радикализирует свои позиции, воплощаясь в
утверждении принципа релятивизма и плюрализма в отношении исти-
ны: «трансформировавшись в гетерогенность смыслов, она приобрела
релятивный характер и больше не имеет один вектор ее открытия и
обозначения» [7, с. 21]. Такое понимание обусловливает возможность