Пути повышения мотивации при изучении английского языка у студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана - page 1

1
УДК 802.0
Пути повышения мотивации
при изучении английского языка у студентов
МГТУ им. Н.Э. Баумана
© Т.А. Фуфурина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Дано определение мотивации. Рассмотрены основные пути повышения мотива-
ции у студентов технических вузов при изучении английского языка. Представлены
различные точки зрения о важности мотивации в учебном процессе. Рассмотрены
виды мотивации, определена их взаимосвязь с процессом обучения. Проведен ана-
лиз письменного опроса о различных мотивах изучения английского языка у сту-
дентов младших и старших курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Ключевые слова:
мотивация, студенты, обучение, анализ, повышение.
Мотивация играет огромную роль при изучении любого предме-
та, особенно иностранных языков. Успех во многом зависит от того,
какие мотивы преследуют студенты в процессе обучения любому
иностранному языку. Согласно определению И.А. Зимней [5], «мо-
тив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к
совершению какого-нибудь действия, включенного в определенную
этим мотивом деятельность». Следовательно, «понятие деятельно-
сти необходимо связывать с понятием мотива. Деятельность без мо-
тива не бывает» [11]. С.Л. Рубинштейн считает [11]: «Всякое дей-
ствие исходит из мотива, т. е. побуждающего к действию пережива-
ния чего-то значимого, что придает данному действию смысл для
индивида». Таким образом, деятельность и мотив взаимосвязаны.
Однако важно разделять понятия «мотив» и «мотивация».
Мотивация — основной компонент структуры учебной деятель-
ности. При этом велико значение самой личности как субъекта этой
деятельности. В.Г. Асеев [1] отмечает, что мотивационная система
человека имеет очень сложную структуру, т. е. «сложную, много-
уровневую систему побудителей, включающую в себя: потребности,
мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы,
ценности и т. д. Такая структура мотивированной сферы определяет
направленность личности человека, который имеет разный характер в
зависимости от того, какие мотивы по своему содержанию и строе-
нию стали доминирующими».
Наиболее полным является определение мотива, предложенное од-
ним из ведущих исследователей — Л.И. Божович. По ее мнению [2],
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook