Астения как раннее проявление дезадаптации
по 5-балльной шкале: 0 — отсутствие жалоб; 4 — наиболее выражен-
ные нарушения; 1, 2, 3 — промежуточные варианты. В данной работе
из 11 шкал рассматривались лишь четыре шкалы, оценивающие де-
прессию, тревогу и общее состояние.
В настоящее исследование не включались лица с астеническими
расстройствами, обусловленными повреждением и дисфункцией го-
ловного мозга или соматической болезнью, — чаще всего это были
больные с посттравматической церебрастенией и в остром периоде
респираторных заболеваний; не включались также пациенты с явной
неврастенией.
Число больных, включенных в основную группу, составило 32 че-
ловека (20 юношей и 12 девушек), в группу сравнения — 46 человек
(28 юношей и 18 девушек); все — в возрасте 18–21 лет — из континген-
та направленных в студенческий санаторий-профилакторий. Превали-
рование пациентов мужского пола отражает гендерные особенности
технического вуза.
Состояние всех обследованных студентов характеризовалось за-
метным снижением работоспособности, чувством усталости при
обычной учебной нагрузке, неустойчивым настроением, раздражи-
тельностью, плохим сном, невнимательностью. Вегетативные нару-
шения проявлялись чаще в субъективных жалобах на головные боли
давящего характера, возникавшие при переутомлении, а также ги-
пергидроз конечностей. У всех без исключения пациентов состояние
развилось постепенно в течение 2–2,5 месяцев в связи с учебной на-
грузкой и неумением правильно организовать рабочий день и отдых.
Все студенты пытались компенсировать дефицит времени за счет
ночного сна. Некоторые ездили в университет из так называемого
«ближнего Подмосковья», тратя на дорогу по 5–6 часов в день. Сим-
птоматика у всех была четко очерченной, но не стойкой — ослабляясь
после сна и отдыха, если к тому была возможность и нарастая в
прямой зависимости от напряженности нагрузок. У всех отмечалось
адекватное понимание причин своего состояния, в то же время никто
из них не видел реальных способов оптимизации режима дня. У части
студентов подобные ухудшения бывали и раньше в предсессионный
период, проходя во время каникул.
Схема исследования.
Препараты назначались в день включения
пациента в исследование: в основной группе — «Нобен» по 1 капсуле
утром во время завтрака и 1 капсуле днем во время обеда (60 мг в
сутки); в группе сравнения — «Гинкго билоба» по 1 таблетке утром
во время завтрака (40 мг в сутки). Биологически активная добавка
«Гинкго билоба» в качестве препарата сравнения была выбрана пото-
му, что у нас имелся положительный опыт ее применения у студентов
9