УДК 615.015.6
СЕМЬЯ КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
c Ю.М. Пиканина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Аннотация.
Семья как основное условие психологического и социального здо-
ровья школьника. Практические рекомендации специалистам в консультационно-
профилактической работе с семьями. Теоретический обзор психотерапевтических
подходов в консультировании. Практические приемы по созданию мотивации на раз-
витие личности ребенка, работа с внутренними ресурсами семьи, психологическими
границами, формированием саморефлексии и саморегуляции как основы социально–
психологического здоровья ребенка.
Ключевые слова
:
консультирование семьи, социально-психологическое здоровье
школьника, создание мотивации, саморазвитие личности, навыки саморегуляции,
психотерапевтические стратегии.
Значение семьи, как первичного социального института для разви-
тия личности, возрастает с каждым годом. Меняются время и события,
технический прогресс, инновационные технологии, а основы психиче-
ского и социального благополучия личности до сих пор закладывают-
ся в семье. Человек приобретает ценность для общества только тогда,
когда он становится личностью, и становление ее требует целенапра-
вленного, систематичного воздействия, очевидно, что воспитательная
функция семьи имеет общественный смысл.
Роль семьи в развитии личности ребенка и его социально-психоло-
гическом благополучии неоспорима, но степень включенности и влия-
ния максимальна в дошкольном и младшем школьном возрасте. В под-
ростковом и юношеском возрасте происходит постепенная сепарация
ребенка от семьи, и успешность этого процесса зависит от заложен-
ного ранее семейного фундамента. В противном случае нерешенные
семьей вопросы, приходится решать самостоятельно во взрослой жиз-
ни, осознанно работая над собственным развитием со специалистами.
Да, конечно, современная медицина, психотерапия, материальные
условия, позволяют зрелой личности «отполировать», «отретуширо-
вать» последствия тех или иных факторов риска, приобретенных в
семье, но далеко не все мы можем изменить. Поэтому в наше время
актуально профилактическое и развивающее направления в работе с
семьей. Организацией этих направлений в современной школе занима-
ется психологическая служба, которая призвана сопровождать процесс
обучения совместно с педколлективом и администрацией школы.
1