Семья как условие психического и социального развития личности - page 6

Ю.М. Пиканина
Взрослые часто не мотивированы выполнять чьи-либо указания,
даже если авторитет психолога высок. Если удается показать семье
очевидность и неизбежность изменений, начинается непосредственно
развивающий этап работы с семьей.
Но в ходе работы часто семья продолжает сопротивляться — не
выполняет рекомендации, пропускает занятия, опаздывает, спорит с
консультантом. Не всегда такие действия очевидны для самих родите-
лей. Важно акцентировать и прояснить состояние, что происходит на
занятиях, какие трудности возникают дома, что конкретно вызывает
сопротивление. Важно проанализировать, почему именно сейчас воз-
никает сопротивление. Усиливая двойственность в поведении клиента
c помощью специальных техник мотивационного консультирования,
отражать сопротивление, не вступая в спор с клиентом. Только после
такого обсуждения можно двигаться дальше.
В ходе каждой встречи психолог проверяет актуальность пробле-
мы, корректирует гипотезу работы и выбранную стратегию. От того,
верно ли выбрана стратегия консультирования, зависит:
состоится ли в принципе коррекционная работа с ребенком;
каков будет результат работы по программе;
перспектива адаптации ребенка на дальнейших этапах развития.
Существует множество различных подходов в психотерапии, раз-
личие между психотерапевтическими школами заключается в методах
и приемах, которые они используют. В основе каждой системы психо-
терапии лежат свои, специфические представления о мире и человеке.
Рассмотрим некоторые психотерапевтические подходы в консуль-
тировании семьи.
Системная семейная психотерапия
рассматривает семью как си-
стему со своими правилами, ролями, границами. Если коммуникации
в семье нарушаются, возникают дисфункции, семейный симптом и
коалиции. Семья становится дисфункциональной, т.е. нарушается раз-
витие каждого ее члена. Симптом несет свою определенную функцию
для сохранения стабильности в семье. Если изменений в семье не про-
исходит, то при исчезновении одного симптома возникает следующий.
Для того чтобы понять наличие дисфункций, в семье задаются
специальные циркулярные вопросы, помогающие увидеть взаимодей-
ствие между членами семьи: как каждый из них видит проблему и ка-
кое поведение он выбирает. Например, если на приеме присутствуют
оба родителя, психолог задает вопрос: что думает(делает) ваш супруг,
когда вы учите уроки с сыном? Спрашивает у сына: «Как ты думаешь,
что чувствует папа, когда вы ссоритесь с мамой?». Выясняет степень
включенности и смысл поведения ребенка.
6
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook