Ю.М. Пиканина
создать установку на деятельность и прописать систему поощрений и
наказаний за выполнение.
В психотерапевтической практике редко, когда удается строго сле-
довать предписаниям того или иного направления. Опытный практик
знает об ограниченности и концепции методов того направления, ко-
торое он представляет. Время от времени он вносит в свой психоте-
рапевтический репертуар чуждые его школе элементы, чтобы быть в
состоянии соответствовать тем требованиям, которые предъявляет ему
практика.
В результате обобщения опыта работы психолога с семьями можно
сделать следующие выводы:
1. Психологическое консультирование решает задачу практической
помощи семье. Раскрывая внутренние ресурсы семьи, разделяя зоны
ответственности между специалистом и семьей, обучая клиента разде-
лять зоны ответственности внутри семейной системы,создаются усло-
вия для решения развивающей роли семьи для становления личности
ребенка, его физического и социально-психологического благополу-
чия.
2. Консультирование семьи, безусловно,процесс прежде всего твор-
ческий. Применение той или иной стратегии зависит от:
•
профессиональной подготовки психолога, его личных предпо-
чтений;
•
подготовленности семьи, и уровня мотивации, с которым прихо-
дится работать.
3. Создание системы развивающего влияния и взаимодействия в
семье формируются основные предпосылки психо-социального бла-
гополучия личности — самосознание и саморефлексия, саморегуляция
и саморазвитие.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Андреева А.Д. Отношение к школе и учению. Формирование личности в пере-
ходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
[2] Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации. Опыт и
проблемы психологического консультирования. М., Педагогика, 1989.
[3] Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб, Речь, 2001.
[4] Вачков И.В., Воробьева Е.А., Никитина В.А. Психомоторное развитие как
основное направление психолого-педагогического сопровождения младших
школьников.
Вестник РГУ, № 5. Серия «Психологические и педагогические на-
уки»
. Калининград, 2009.
[5] Поливанова К.Н., Цукерман Г.А.: Введение в школьную жизнь. Программа ада-
птации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. М.,Вита-Пресс, 2012.
[6] Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая приро-
да и возрастная динамика. М., Московский психолого-социальный институт;
Воронеж, Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
10