Семья как условие психического и социального развития личности
Таблица 1
Виды сопротивления
Вид сопротивления
Типичные фразы клиента
Личностное сопро-
тивление
«У меня не хватает терпения»
Перекладывание
ответственности
«Ребенок не хочет заниматься», «ему это не интересно», «не
дает мне его контролировать»
Особенности само-
организации
«Не хватило времени», «много задают домашних заданий»
Уход от ответствен-
ности
«Все равно эти занятия не помогают, все мне говорят, что
это все бесполезно»
Психосоматика как
уход от ответствен-
ности
«Мы никак не восстановимся после простуды», «сильная
усталость после школы»
личная незрелость родителя;
желательность симптома в семейной системе.
Очевидно, что для того, чтобы произошла динамика в работе с ре-
бенком, параллельно следует вести работу с родителями. Существуют
различные формы работы: тренинги личностного роста, семейная пси-
хотерапия и родительские клубы. В контексте нашей темы важно дове-
сти до сознания родителей все последствия принятия того или иного
решения семьей: информировать о своевременности коррекционной
работы, сензитивности периодов развития в детском возрасте, форми-
ровании особенностей характера под влиянием присутствия опреде-
ленных факторов риска, связанных с биологическими и социальными
причинами.
Современная семья — это внутренне не мотивированный клиент,
внешняя мотивация чаще всего есть, поэтому родители приходят на
первую встречу. Создать истинную внутреннюю мотивацию к измене-
ниям — задача психолога. Правда оценить такую работу можно только
косвенно, т.к. количество консультаций не является критерием. Пси-
хотерапия — это явление временное, а не постоянное, после «выздоро-
вления костыль надо постепенно убирать». Есть опасность создания
«новой зависимости» — от психотерапевта. Об этом популярно писал
И. Ялом [12] — в его книгах пациенты готовы многие годы платить за
получение эмоциональной поддержки.
Как же все-таки создать мотивацию семьи на изменения, на разви-
тие. Очень актуально здесь применить когнитивную технику мотива-
ционного консультирования— «баланса принятия решения», в которой
родители сами, взвешивая плюсы и минусы изменений, приходят к
принятию решений [14].
5