Семья как условие психического и социального развития личности - page 8

Ю.М. Пиканина
против тенденции кричать, или сдерживание агрессивного движения
плеч и другие аналогичные мышечные проявления естественно, вме-
шиваются в процесс дыхания. Чем больше подавляемых возбуждений,
тем больше частичных зажимов, напряжений, и тем менее жизнеспо-
собным становится организм. В этом процессе тревожность возникает,
как чрезвычайное состояние конфликта между сильным возбуждением
и самоконтролем личности [8].
Гештальт-подход помогает психотерапевту сообщать результаты
диагностики ребенка. Т. к. мать во время обследования находится в
этой же комнате — она может увидеть все, что происходит во время
тестирования. Психотерапевту остается только объяснить увиденное
в ситуации «здесь и теперь». С помощью
бихевиориальных
техник
наглядно видна реакция ребенка на определенные стимулы ситуации
тестирования. Например, реакция на шум, определенный тип заданий,
продолжительность и т. д.
Однако сообщение результатов диагностики происходит с учетом
подготовленности матери, ее осведомленности о причинах проблем
ребенка. Рассмотрим пример, когда мать не обращалась ранее к специ-
алистам и пришла подтвердить уникальность своего ребенка. Ее вос-
приятие объективных трудностей в нейропсихологическом развитии
ребенка может напоминать переживание стресса. Так, сначала она не
поверит в то, что это не лень, а недостатки развития: сопротивление к
необходимости долгих, кропотливых занятий с трудным ребенком бу-
дет выражаться в хождении к другим специалистам, чтобы услышать,
что все хорошо. Следующая стадия — агрессия на себя или ребенка,
у мотивированных на работу женщин проходит легче, но возможны
перекосы в отношениях между супругами, бабушками. Стадия депрес-
сии, как правило, неизбежна, т. к. у матерей часто не хватает терпения
дождаться первых успехов ребенка, усталость накапливается и неиз-
вестно, есть ли у нее поддержка в семье. При удачном прохождении
этого этапа происходит налаживание рабочих отношений в занятиях
с ребенком при благоприятном спокойно-поддерживающем эмоцио-
нальном фоне.
Работа с матерью, находящейся в состоянии депрессии, в большей
степени строится на техниках поддержки из личностно-центрирован-
ной
гуманистической, когнитивной, психодинамической психоло-
гии.
Аналитик помогает родителям осознавать свои защитные стра-
тегии, функции, которые они выполняют, и их деструктивное воздей-
ствие на жизнь ребенка. Это понимание приводит к дезориентации,
особенно если затрагивается эмоциональная и интеллектуальная сфе-
ра. Однако всего этого недостаточно, если нет желания приобрести
психическое здоровье. Людей следует мотивировать для напряженной
работы по изменению их самих не только для того, чтобы они могли
8
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11
Powered by FlippingBook