Пути повышения научного и профессионального рейтинга вуза на основе роста индекса цитируемости ученых университета - page 4

В.Н. Ковнир
4
боток, сделанных учеными университета, повышения их узнаваемо-
сти, известности, маркетинговой популярности.
Так, в МГУ имени М.В. Ломоносова в декабре 2012 г. был прове-
ден Ученый совет университета, в основном посвященный проблеме
повышения университетских рейтингов. Как отметил в своем докладе
на совете ректор МГУ академик В.А. Садовничий, «…стремление
повысить индексы цитируемости может привести к «фиктивной
науке», когда попытки увеличить число публикаций и ссылок на них
подменят дух научного поиска и стремления к постижению истины.
Эта тенденция уже намечается и набирает обороты в различных уни-
верситетах: наука сводится к фикции…». Что же конкретно предла-
гается для решения этой проблемы? «Чтобы решить поставленную
задачу, будет, в частности, организована рабочая группа по повыше-
нию рейтинга МГУ, планируется создать университетский научный
сборник по разным дисциплинам, благодаря которому можно было
бы повысить цитируемость ученых МГУ». Ректор призвал к ведению
активной работы по усовершенствованию рейтингов и расширению
оценочных факторов [2].
Можно констатировать, что набор таких мероприятий не выходит
за пределы обычной административной парадигмы и вряд ли даст за-
метный эффект с точки зрения поставленной задачи, поскольку нахо-
дится в сугубо традиционном русле, которое не обеспечивает ни рей-
тингов, ни роста индекса цитирования.
Но как решать задачу другими путями, и что для этого необходи-
мо? Спроектируем маршрутную карту решения проблемы:
1) свой аналог агентства развития;
2) программа его выхода на международные информационные
потоки и рынки;
3) определенные начальные инвестиции.
Решение этой задачи нужно рассматривать как экономическую
инновацию, соответствующими способами. Как заметил в одном из
недавних интервью академик В. Ивантер: «Экономика вообще вещь
очень простая: будем вкладывать в экономику — будем двигаться» [1].
Также следует подчеркнуть, что для роста международной из-
вестности и подъема индекса цитирования, важны, в первую очередь,
публикации на иностранных языках, особенно английском. Однако
именно в этой области отечественные вузы выглядят наиболее слабо
(достаточно прочесть несколько публикаций в сети Интернет о си-
стеме расчета вузовских рейтингов), тогда как по другим критериям
их показатели существенно выше.
Дело здесь не только в собственно отставании в качестве и орга-
низации работ. Необходима длительная и кропотливая работа по се-
лекции и воспитанию научно-преподавательских кадров. В немень-
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook