Пути повышения научного и профессионального рейтинга вуза на основе роста индекса цитируемости ученых университета - page 2

В.Н. Ковнир
2
низации производства, принципиально нового продукта или услуги,
мобилизации интеллектуального потенциала.
В знаменитом деловом бестселлере
In Search of Excellence
[6]
Т. Питерс и Р. Уотермен проанализировали большое количество
примеров инноваций, многие из которых возникли вовсе не как про-
цесс внедрения технического изобретения, а как ответ на социальную
потребность, и использовали уже имевшиеся в окружающей эконо-
мике технологические возможности. Достаточно привести примеры
создания стикеров-липучек, без которых сегодня нельзя представить
любой офис, как ответ на потребность иметь немаркие закладки в
сборнике молитв для воскресной церковной службы; или развитие
всемирной службы экспресс-доставки DHL из локальной курьерской
службы внутри университетского кампуса.
Таким образом, инновация, преобразующая жизнь, может разви-
ваться не только как процесс внедрения технологической новинки и
т. п., но и как новая социальная практика, которая в итоге порождает
сильнодействующий экономический эффект.
Обратим внимание на существенно более близкий нам пример —
проблему привлечения зарубежных финансовых и технологических
инвестиций в российскую экономику. В ее решении также невозмож-
но обойтись без инновационных подходов. Признанным проектным и
реализационным лидером в этой сфере в последние годы является
Калужская область. Объем иностранных инвестиций в область за
2000–2011 гг. вырос с 80,7 млн долл. до 932,4 млн долл. (в 11,6 раза),
причем это именно реальные производственные инвестиции. В ре-
зультате в дотационной области, занимавшей по показателям соци-
ально-экономического развития 50–60-е места в Российской Федера-
ции, темп роста промышленного производства вырос с 5,8 % в
2005 г. до 22,9 % в 2008 г. А после кризисного падения в 2009 г.
(–5,3 %) за 2010–2012 гг. промышленное производство выросло по-
чти в 2 раза. По данным Росстата, рейтинг области по всем основным
показателям к настоящему времени резко поднялся на 20–25 мест.
Своеобразное полевое исследование «калужского феномена»
провел журнал «Русский репортер» [5]. Выделим главные показа-
тельные элементы этого опыта.
1.
Создание специального агентства по привлечению инвестиций
.
В основе этого решения лежала рекомендация французской обучаю-
щей программы TACIS [10], хотя в Министерстве экономического
развития области этой проблематикой занимался специальный отдел
из восьми человек. Но в итоге было создано даже две структуры:
Агентство регионального развития и ОАО «Корпорация развития Ка-
лужской области». «Сегодня агентство и корпорация — два главных
инструмента работы Калужской области с инвесторами, — объясняет
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook