Взаимосвязь кредитных рейтингов стран и объемов иностранных инвестиций
1
УДК 339.727.22
Взаимосвязь кредитных рейтингов стран
и объемов иностранных инвестиций
© В.Н. Ковнир, К.Ф. Шайхимарданов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены корреляция кредитных рейтингов основных мировых агентств
между собой и взаимосвязь кредитного рейтинга с объемом иностранных инве-
стиций в страну. Корреляция между рейтингами агентств показывает значения
порядка 97–98 %. Исследование корреляции между рейтингами агентства
Moody`s и объемом прямых иностранных инвестиций в страну подтверждает
гипотезу о значительной степени взаимосвязи кредитного рейтинга и объема ино-
странных инвестиций (на уровне 63,4 %). Полученные результаты могут быть
использованы для анализа инвестиционной деятельности на основе оценки креди-
тоспособности стран.
Ключевые слова:
кредитный рейтинг страны, корреляция, иностранные инве-
стиции.
В условиях современных общемировых процессов глобализации
международная финансовая система — одна из наиболее передовых
сфер деятельности в процессах международной экономической инте-
грации. Ежедневные финансовые потоки уже давно стали трансгра-
ничными. Это приводит к тому, что инвесторы по всему миру вкла-
дывают свои средства в любой инвестиционный проект, практически
в любом регионе или стране. Количество тех, кто вкладывает, и объ-
ектов вложения продолжает постоянно расти.
Для ориентации в столь большом количестве информации созда-
ны аналитические структуры, осуществляющие сбор и анализ ин-
формации и выражающие свое мнение по поводу того или иного объ-
екта инвестирования. На сегодняшний день широко используются
кредитные рейтинги, присвоение которых отражает мнения рейтин-
говых агентств о кредитоспособности рассматриваемых эмитентов
(предприятий, регионов, государств).
Данные агентства стремятся к объективности приводимой ими
информации, так как от степени ее достоверности зависит доверие к
ним. Тем не менее, итоговое решение о присвоении рейтинга осно-
вывается на предоставленной эмитентом информации, т.е. в значи-
тельной степени зависит от правдивости сведений. К тому же рей-
тинговые агентства часто обвиняются в отстаивании интересов опре-
деленных государств, в основном США.