Дистанционный контроль самостоятельной работы студентов по английскому языку в неязыковом вузе: проблемы и перспективы автономного обучения - page 4

О.Ю. Рязанцева, Н.Н. Хромеева
4
и контроля своих результатов. Упражнения в предлагаемых пособиях
выполнены в программе "Hot Potatoes", дающей возможность студен-
ту непосредственного в ходе раюоты с новым метериалом оценить
приобретенную лексико-грамматическую компетенцию.
Между тем, неготовность,часто, неспособность ряда студентов
сознательно подходить к самообразованию, личностная незрелость
являются серьезной помехой на пути организации дистанционного
контроля самостоятельной работы и, в целом,автономного обучения
иностранному языку в неязыковом вузе.
Так неготовность некоторых студентов к on-line занятиям выра-
жалась в скептическом отношении к проводимым конференциям, т. е.
фактически настроенностью только на аудиторные занятия
(“advanced group”); открытым нежеланием участвовать в предлагае-
мых консультациях (у студентов «слабой» группы), нежеланием изу-
чать новые возможности компьютера (даже у студентов технического
вуза -sic!) Треть студентов, которых приглашали на проверку домаш-
него задания дистанционно отказывались от такой формы работы под
разными предлогами (не справились с настройкой программы
Google+; выражали нежелание тратить свободное время на занятия).
Перемена негативного, настороженного отношения к новым формам
работы у ряда студентов происходила постепенно, на протяжении
семестра. В результате скептическое настроение постепенно смени-
лось большей готовностью к работе, повысилась мотивация и жела-
ние преодолевать сложности в изучении ESP.
Таким образом, гибкость дистанционных констультаций, опро-
сов, занятий не является однозначным и простым решением вопроса
повышения мотивации к обучению, в частности, к изучению ESP.
Можно видеть, что процесс внедрения и организации автономного
обучения английскому языку непосредственно связан как с вопросами
лингводидактики, так и с проблемой воспитания личности. Специали-
сты из NCLRC[4] разработали памятку для студентов, в которой ак-
центировали внимание слушателей на необходимых навыках, которые
необходимо иметь для успешного овладения процессом автономного
обучения. Среди необходимых стратегий названы следующие:
– метакогнитивные (термин употребляется в тексте памятки –
sic!) – как наиболее эффективно организовать и оценить свое обуче-
ние (составлять план, создать оптимальные условия для обучения,
отслеживать свои успехи, оценивать выполненные задачи);
– использование уже полученных знаний, использование вообра-
жения;
– применение приемов самоорганизации (узнать и соблюдать не-
обходимые правила, использовать органайзеры, устно и письменно
обобщать полученную информацию, выделять ключевые слова, фра-
зы, идеи), обращать внимание на многообразие источников получе-
1,2,3 5,6,7
Powered by FlippingBook