Инновационный характер развития —фактор повышения конкурентоспособности малого предпринимательства
19
Таблица 4
Основные макроэкономические показатели, отображающие
конкурентоспособность малого предпринимательства
(по состоянию на конец 2011года)
Показатели
Япония Германия США
Россия
1. Доля малых предприятий
в количестве зарегистри-
рованных предприятий, %
99,2
99,3
97,5
40
2. Доля трудоспособного
населения, занятого в ма-
лом предприниматель-
стве, %
69,5
69,3
50,1
13,6
3. Доля участия малого
предпринимательства
в формировании ВВП, %
51,6
57,0
52,0
21,0
Макроэкономические показатели развития малого предпринима-
тельства России значительно ниже уровня значений соответствую-
щих индикаторов у стран-лидеров. При этом необходимо отметить,
что для российского малого предпринимательства характерна поло-
жительная динамика по такому индикатору, как доля участия в фор-
мировании ВВП (против 12 % в 2010 году), при сокращении числен-
ности населения, занятого в малом предпринимательстве (с 18,9 % —
в 2010 году до 13,6 % — в 2011 году).
В проекте правительства РФ «Развитие малого и среднего пред-
принимательства на период до 2012 г.» в качестве контрольных были
определены такие целевые индикаторы:
1) увеличение доли занятых на малых и средних предприятиях по
отношению к занятому в экономике населению в 2 раза (до 28 %);
2) увеличение доли малых и средних предприятий в валовом
внутреннем продукте в 1,5 раза (до 1/3 ВВП);
3) рост количества малых и средних предприятий на 1 тыс. чело-
век до 11,4 (на 15 %).
Для развития малого предпринимательства характерна в целом
положительная динамика, но уровень развития и степень конкурен-
тоспособности не позволяют одной из ведущих подсистем нацио-
нальной экономики России обеспечить высокий уровень ее конку-
рентоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Портер М. Конкуренция. М., Вильямс, 2005, с. 342.
[2] Федеральный закон 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего
предпринимательства Российской Федерации».