О.В.Григорьева
18
Как показывает практика, многие российские предприятия не готовы
к активному ведению конкурентной борьбы, выявлению и завоева-
нию конкурентных преимуществ. Основными причинами создавшей-
ся ситуации являются недостаточная проработанность теоретических
и методологических основ построения систем обеспечения конкурен-
тоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленче-
ских и организационно-экономических механизмов реагирования на
изменения внешней и внутренней среды и, безусловно, недостатки их
институционального обеспечения.
Модернизация российской экономики предопределяет возрастание
роли малого инновационного предпринимательства. От эффективной
государственной поддержки этого сектора зависит не только рост инно-
вационного потенциала, повышение конкурентоспособности, но и из-
менение роли России на мировом рынке наукоемких технологий. Из 58
наиболее значимых изобретений, реализованных в США и Западной
Европе во второй половине ХХ в., 46 принадлежит малым инновацион-
ным предприятиям. По оценкам экспертов, более 70–75 % прироста
ВВП промышленно развитых стран обеспечивается за счет инноваций.
В настоящее время все производство наукоемкой продукции в мировой
экономике базируется на 50–55 видах макротехнологий. Доля 7 наибо-
лее развитых стран, обладающих 46 макротехнологиями, составляет
80 % рынка инноваций. США ежегодно экспортирует наукоемкой про-
дукции примерно на 700 млрд долл., Германия — на 530, Япония — на
400. Объем мирового рынка инноваций составляет в настоящее время
около 2 трлн. 300 млрд долл. При этом доля США — 39 %, Японии —
30 %, Германии — 16 %, России — около 0,3 %
Необходимо подчеркнуть такую общую макроэкономическую зако-
номерность для стран-лидеров — приоритетную роль малого предпри-
нимательства в национальных экономиках. Так, в США доля малых
предприятий в общем количестве предприятий составляет около 97,6 %,
в Германии около 99,3 %. В малое предпринимательство США вовле-
чено 50,1 % от общей численности занятого населения, в Японии —
около 70 %, в Германии, до 57 %. Соответствующие показатели разви-
тия и, следовательно, конкурентоспособности малого предпринима-
тельства значительно ниже. Так, доля участия в формировании ВВП за
2011 год составила 23,32 %, доля работников в общей численности за-
нятых — 13,6 %, доля малых предприятий примерно 40 % от общего
количества предприятий. При этом доминируют малые предприятия,
занятые в оптовой и розничной торговле — 31,49 % и сфере операций с
недвижимостью (риэлтерские услуги и арендный бизнес) — 18,19 % .
Однако еще более неутешительные показатели в сфере малого иннова-
ционного бизнеса: лишь около 0,6 % малых предприятий в России за-
нимаются этим видом экономической деятельности.