Структурный подход в обучении английскому языку: анализ синтаксических структур - page 6

6
• грамматическое отношение подлежащее — сказуемое (т. е. NP —
VP как разложение для Sentence) соответствует общему структурному
значению деятель — действие (S — P);
• грамматическое отношение глагол — дополнение (т. е. Verb —NP
как разложение VP) соответствует структурному значению действие —
цель и действие — объект действия (V — O);
• активное предложение и соответствующее ему пассивное
синонимичны.
Однако на семантическом уровне предложение, данное в активном
и преобразованное в пассивный залог, будет представлено как два раз-
ных в онтологическом смысле. В пассивной конструкции объект будет
являться первым членом предложения. А на уровне синтаксиса струк-
тура одна и та же — SVO [6].
Синтаксический уровень представляется особенно важным. Во
всех естественных языках построение синтаксических структур осу-
ществляется на основе единого алгоритма, т. е. с использованием од-
них и тех же операций и принципов. Для примера используем все ту же
бессмысленную фразу Л. Кэрролла:
The slithy toves did gyre and gimble in the wabe.
The — S — V — and — V — AM.
В понятии синтаксической структуры важно выделять непосредствен-
ные части предложения, расположенные подобно цепочкам, т. е. занима-
ющие определенное место в предложении. Именно рассмотрение слож-
ных синтаксических образований с точки зрения структуры значительно
облегчает обучение переводу. При переводе необходимо, прежде всего,
выявить базовый компонент синтаксических структур. Эти правила по-
зволяют также создавать новые предложения. Синтаксические структуры
можно выделить на следующих уровнях: порядок слов в предложении,
отношение «имя существительное — определение», аналитические гла-
гольные формы, синтаксические обороты и сложные предложения.
Данный подход к обучению английскому языку на основе выделе-
ния синтаксических структур был неоднократно опробован в группах
ИУ нашего университета. В результате проведения контроля усвоения
знаний, а также отзывов самих студентов можно прийти к выводу, что
обучение английскому языку на основе распознавания синтаксических
структур показывает положительную динамику. Применяемый метод
позволяет улучшить усвоение материала как на занятиях в группах, так
и при самостоятельной работе студентов.
Предлагаем к рассмотрению образцы синтактических структур,
применяемые в практических занятиях в группах английского языка
факультета ИУ.
Е.Л. Певницкая
1,2,3,4,5 7,8
Powered by FlippingBook