2
Е.Л. Певницкая
аудиторной, так и самостоятельной работы, поскольку английский
язык относится к типу аналитических языков с четко выявленной
структурой предложения (word order). Следовательно, синтаксическая
структура прозрачна, легко узнаваема и выделяема, облегчает возмож-
ность устного и письменного высказывания студента. Причем данный
метод продуктивен при разных подходах в обучении (a deductive and
an inductive approaches). При использовании дедуктивного подхода
(a deductive approach or rule-driven method) обучение языку происхо-
дит посредством объяснения определенного правила с последующим
представлением примеров предложений, где показывается, как это
правило употреблять на практике. Навык закрепляется в практике
упражнений (в основном — письменных) и переводе аутентичных тек-
стов. Индуктивный подход (an inductive approach or discovery method)
характеризуется oбучением на примерах или образцах (patterns). Этот
метод использует больше наглядного материала, что дает обучаемым
возможность самим определить, как используется то или иное грамма-
тическое явление. Данный метод применяется в последнее время чаще,
особенно в стране изучаемого языка [12]. Студентам предлагаются об-
разцы синтаксических конструкций, на основе которых они должны
строить свои собственные. Метод получил развитие после публика-
ции работ Н. Хомски о врожденной способности к обучению языкам.
Хомски показывает, что многие важные соотношения между синтак-
сической структурой и значением имеют систематический характер,
т.к. грамматические механизмы используются весьма систематично.
Эти соотношения могут стать предметом обсуждения в вопросах из-
учения грамматики, рассматривая синтаксис и семантику с точки их
соприкосновения.
«Вообще, по нашему мнению, понятие «понимание предложения»
можно частично анализировать с помощью грамматических понятий.
Чтобы понять предложение, необходимо (хотя, разумеется, недоста-
точно) воссоздать его представление на каждом из уровней, включая
трансформационный уровень, где предложения ядра, лежащие в осно-
ве данного предложения, могут восприниматься в некотором смысле
в качестве «элементарных элементов содержания», из которых пред-
ложение построено. Следовательно, один из результатов формально-
го изучения грамматической структуры состоит в том, что выявляется
синтаксический каркас, подкрепленный семантически. При изучении
грамматики можно «с успехом обращаться к этому глубинному син-
таксическому каркасу» [6].
Современный подход к обучению иностранному языку представ-
ляется как возможность за каждым языковым феноменом увидеть